Продолжение цикла «Введение в теорию познания» от куратора проекта «Открытый философский факультет» Ильи Мавринского.
Введение в теорию познания. Часть вторая.
Теория познания, попытки входить в пространство которой мы не оставляем, уже при первых подступах к ней требует двух замечаний. Во-первых, не существует отдельно взятой теории познания: она всегда переплетена со всеми горизонтами, в которых разворачивается мысль. Во-вторых, она требует преодоления в Витгенштейновском смысле: положения теории познания – лестница, и каждый из тех, кто входит в её (теории познания) пространство, должен смочь не только взобраться по этой лестнице, но и отбросить её, чтобы «правильно увидеть мир».
Первое замечание отсылает нас к порядку движения, в котором то или иное событие мысли обретает или не обретает своё место. То есть ставит перед нами задачу ответа на вопрос: как отзывается, разворачивается, обнаруживает себя то, что было извлечено усилием мысли из области самопонятного, очевидного, привычного, никогда не попадающегося на глаза.
Второе замечание, напротив, предостерегает от превращения теории познания в набор техник и практик, позволяющих (и с гарантией!) успешно сыграть в игру построения ряда объяснений, оправданий, в игру отказа от необходимости усилия. Именно здесь в ощущении децентрированности получаемых построений, их нестабильности, а подчас и бессмысленности и коренится сама возможность теории познания как принадлежащей полю философии.
И мы, вслед за собственными замечаниями, продолжаем руководствоваться вопросом: «теорией чего является теория познания?». Не для того, чтобы найти на него бесспорный, положительный или позитивный ответ, а для того, чтобы смочь ухватить то, что делает теорию познания ей самой.
Илья Мавринский — куратор проекта Открытый философский факультет, специалист в области онтологии и теории познания, философии науки. Член редакционной коллегии журнала Versus.