Введение в теорию познания
«Школьное» название курса не должно вводить в заблуждение: речь вовсе не идёт о полном или систематическом изложении основ раздела философии. Слово «введение» — указывает на определенный способ движения, где порядок перехода задаётся не набором проблем (истины, смысла, субъект-объектной оппозиции, метода и т.д.) или концепций (скептицизм, солипсизм, трансцендентализм, постструктурализм), но возможностью отчёта в самом совершаемом движении. Иными словами, предстоящий курс — попытка поставить под вопрос саму теорию познания, как в отношении её «теоретичности», так и в отношении «познанного познания».
Отправной точкой станет сама «теория» как определённый тип притязания, требования, способа работы. Положение «теории» двойственно: это и некоторый способ иметь дело с предметностью, и концепт, имеющий свою историю, определённость, свой проблематический горизонт. Переход от первого ко второму и обратно в случае, если предметностью выступает познание, ставит проблему (само)референции, то есть отношения познания к себе самому. Именно отсюда — из вопроса об условиях возможности познания — начинается наше движение к тому, чтобы «увидеть свой край впервые».
И наконец, куда бы ни привели нас попытки понимания, не стоит терять из виду вопрос, который служит путеводной нитью всего курса: теорией чего является теория познания?
Даты лекций: 11, 30 ноября, 16 и 23 декабря 2022 года.
Илья Мавринский — куратор проекта Открытый философский факультет, специалист в области онтологии и теории познания, философии науки. Член редакционной коллегии журнала Versus.