Ближайшие
Продолжаем исследовать идеи и техники, захватившие воображение композиторов прошлого столетия, вместе с Элиной Андриановой.
Новая лекция посвящена феноменам неопределенного и закономерного в музыке. После Второй мировой войны молодое поколение композиторов жаждало «нагнать потерянное время» и исследовать новые художественные горизонты. Их главным ориентиром стал серийный метод сочинения Арнольда Шёнберга — с подачи Теодора Адорно о нем заговорили как о единственном пути сопротивления массовой культуре и «слишком человеческой» музыке. С помощью сериальных принципов композиторы упорядочивали звуки, ритмы, форму и чувства, компрометированные недавней катастрофой. Полной противоположностью этого интеллектуального метода сочинения казалась иррационально-интуитивная алеаторика — принцип композиции, допускающий фактор неопределенности. Вместо расчетов серии и ее вариантов композитор бросал игральные кости или открывал случайную страницу телефонной книги. Большую известность обрел «метод случайных действий», изобретенный американским мавериком Джоном Кейджем, однако он был не единственным. Более того, даже самые отъявленные сериалисты полагались не только на волю, но и на случай.