Начало XX века было эпохой всеобщих социальных революций. Именно в этот период в азербайджанской литературе зародилась и укрепилась романтическая форма мышления. Драматургия Гусейна Джавида, азербайджанского поэта, писателя и драматурга, основоположника и ведущего представителя литературного течения романтизма в азербайджанской литературе, построена не на сиюминутных сюжетах и конфликтах, а на основе глобальных, космических, универсальных идей. Драмы ярчайшего представителя азербайджанского романтизма ХХ века Г. Джавида ознаменовали новый этап в азербайджанской драматургии с точки зрения стиля, изложения и новизны формы. Его философские и исторические трагедии оказали значительное влияние на развитие национальной театральной культуры, что в своё время способствовало созданию «театра Джавида», его развитию и углублению в этом ключе.
Тема Иблиса (дьявола), широко изучаемая и приковывающая к себе внимание как на Западе, так и на Востоке, в творчестве Гусейна Джавида решена в рамках божественной концепции. Гусейн Джавид в своеобразной форме раскрывает сущность человека, дьявола, Бога. Его представления о человеке, дьяволе и Боге проходят «красной нитью» сквозь всё творчество драматурга, в них заключена вся мощь и суть его драматургии.
Новую постановку можно считать деконструкцией по произведению Гусейна Джавида «Иблис». Спектакль «Иблис и…» создан по мотивам пьесы «Иблис». Это спектакль в четырех действиях (одноактная метадрама в деконструкции), сюжет которой сосредоточен исключительно на взаимоотношениях Бога-Иблиса и человека. Цель – Иблис, а фактор, порожденный им, направлен на человека. Иными словами, в пьесе «Иблис» изображена судьба людей, продавших душу дьяволу. И в этом – победа Иблиса.
Сомнения, зародившиеся в душе философски мыслящего Арифа, задыхающегося в мирской несправедливости, скрытая в нём похоть и стремление к богатству, беспокойный дух восточного человека ставят его перед дилеммой жизни, которой он живёт и о которой грезит. Опустошенный изнутри человек привлекает Иблиса.
Представленный Всевышним совершенный человек – Ариф в итоге продаёт душу дьяволу в угоду своих желаний и модель совершенного человека разрушается. Иблис доказывает Богу свою правоту в борьбе с человеком, ставшим причиной его изгнания на Землю.