«Галерея Плавающего Звука» (Floating Sound Gallery) знакомит заинтересованную аудиторию с музыкальными произведениями в жанре многоканальных звуковых инсталляций и концертов. Стартовав в 2008 в Москве, в 2014 «Галерея» открылась на Новой Сцене Александринского театра, что существенно расширило пространство музыкальных экспериментов в постановках Театра. Её существование позволяет не только приобщиться публике к серьёзным академическим и экспериментальным звуковым течениям начиная с 30-х годов и по наши дни, но и получить теоретические и практические знания из первых рук посредством мастер-классов ведущих композиторов и звуковых художников, а звуковым художникам — реализовать и представить свои проекты в соответствующей обстановке.
В «Галерее Плавающего Звука» в мае выступят: немецкий музыкант-экспериментатор Ханс Таммен и гости из Австрии: Томас Гриль (Университет музыки и исполнительского искусства), Тиль Боверманн (Венский университет прикладных искусств) и Алмут Шиллинг (Венская академия изящных искусств).
19 мая, 19.30 (воскресенье)
Галерея плавающего звука: Ханс Таммен, Sonic flotsam, 8-канальный перформанс.
При поддержке Foundation for Contemporary Arts Emergency Grant, Гёте-института в Санкт-Петербурге и фестиваля «Подготовленные среды»
Ханс Таммен родился в Детмольде, Германия. Получил степени бакалавра и затем магистра в Университете Касселя. В настоящее время живет в Нью-Йорке. С 2001 по 2014 работал в Нью-Йоркском Центре цифрового медиа-арта Harvestworks, где руководил клиентской службой, отделом образования и резиденций, помогая бесчестному количеству медиа-художников с реализацией их работ. Преподает в Школе Визуальных Искусств и ряде колледжей.
Ханс Таммен любит приводить звуки в движение, а затем сидеть сложа руки, наблюдая как эти движениями себя ведут. Его музыка, основанная на трансмутации первоэлементов — текстуры, тембра и динамики — находится в состоянии перманентного развития. Одни ее слои выходят на первый план в то время как другие исчезают. Будь то богато обработанные звуки его гибридного интерактивного аппаратно-программного инструмента на основе гитары “Гитара под угрозой” (Endangered Guitar), или традиционная нотация для его Камерного Оркестра “Третий Глаз” (Third Eye Chamber Orchestra), или графические партитуры для электронного “Оркестра темных схем” (Dark Circuits Orchestra), его музыка бесперебойно течет, “трансформируя последовательность инструментальных жестов в полу-враждебную неоднородную структуру — качающуюся, тягучую, замысловато расцвеченную, или же просто рвущую шаблоны” (Touching Extremes).
19 мая в Медиацентре Новой сцены Александринского театра Ханс исполнит 8-канальный перформанс Sonic flotsam.
“Однажды в Вильгельмсбурге (район Гамбурга) я копался в кучах мусора, пытаясь найти что-то, что можно было бы превратить в звуковой объект. В итоге весь найденный хлам отправился обратно на помойку, как только я купил в секонд-хэнде за один доллар старый кожаный чемодан — мне он напомнил о выставке, которую я посетил несколько десятков лет тому назад. Пространство той выставки, посвященной эмиграции из Бремена в Нью-Йорк, было снизу доверху заполнено такими же чемоданами. Идея работы пришла ко мне после того, как меня пригласили выступить на концерте памяти Полины Оливерос в составе ее Apple Box Orchestra.Отталкиваясь от концепции Полины Оливерос, где коробки из под яблок становятся музыкальным инструментом, у меня инструментом становится чемодан. Он превращается в резонатор, усиливающий и фильтрующий издаваемые звуки. Забираемые контактными микрофонами, звуки перемешиваются, обрабатываются и затем проецируются в формат октофонии (8-канальной звуковой системы).”
Работа была реализована в рамках WIL(HELMS | LIAMS)BURG, двухгодичного совместного проекта восьми художников по обе стороны Атлантики. Xiao Fu, Georg Hajdu, Jacon Sello, Carlos Andres Rico, Dafna Naphtali, Howie Kenty, Maria Chavez и я создавали произведения, объединяющие Вильгельмсбург в Гамбурге и Уильямсберг в Бруклине. Проект был показан в IBA-Dock и состоялся благодаря поддержке Гамбургского Департамента Культуры и Медиа и Гамбургского Культурного Фонда в сотрудничестве с фестивалями 48h Wilhelmsburg и blurred edges.
24 мая, 19:30 (пятница)
Галерея плавающего звука: Томас Грилль (Университет музыки и исполнительского искусства, Вена, Австрия).
Презентация проекта “Rotting Sounds”: исследование временного износа цифрового аудио
Rotting sounds — 3х-летний исследовательский проект, проводимый Университетом музыки и исполнительских искусств (Вена) при поддержке Австрийского научного фонда (FWF), в ходе которого рассматриваются проблемы износа цифрового аудио. Костяк команды составляют Томас Гриль (ведущий исследователь, менеджер проекта), Тиль Боверманн (Венский университет прикладных искусств) и Алмут Шиллинг (Венская академия изящных искусств).
Большинство современных медиа-работ, как аудио так и видео, производятся и хранятся в цифровом формате. И хотя перенос и миграция цифровой даты овеяны мифом отсутствия потерь информации, ежедневный опыт доказывает наличие деградации и как следствие — потерь в том или ином виде. Это связано как с физической природой медиа-архивов и устройств воспроизведения, так и с программными средами и форматами файлов в контексте технологической инфраструктуры. Проект призван тщательно исследовать причины, механизмы и эффект данного износа, особенно в области цифрового аудио.
Поскольку деградация качества неизбежна в принципе, наша основная цель состоит в том, чтобы понять степень художественной свободы при работе с перманентно ветшающим материалом.
Томас Грилль (ведущий исследователь, менеджер проекта “Rotting Sounds”) — австрийский саунд-художник и исследователь, изучал интерактивные электронные инструменты в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Имеет докторскую степень по композиции и теории музыки (Университет музыки и исполнительского искусства г. Грац).
Занимается изучением вопросов восприятия, анализа и моделирования звука, интерактивных инструментов и искусственного интеллекта. Разрабатывает коммерческое и open-source ПО, электронные инструменты и интерактивные медиа-системы. Автор и создатель мультимедиа инсталляций и систем live electronic в контексте современной музыки.
Как художник, работает в широком диапазоне от звукового и транс-медиа арта до интерактивных сетевых аудиовизуальных инсталляций, от фотографии до инструментальных композиций и коллективной электроакустической импровизации.
24 мая Томас Грилль, Тиль Боверманн и Алмут Шиллинг проведут презентацию проекта “Rotting Sounds”, в ходе которой они поделятся теоретическими изысканиями и исполнят музыкальные произведения, созданные в рамках исследований.
Вход на мероприятия осуществляется по билетам, стоимость билета — 350 руб.
Стоимость общего билета на 19 и 24 мая — 500 руб.