Продолжается цикл лекций «Память, тело и речь» от «Прагмемы» на Новой сцене Александринского театра.
Дефицит будущего — общая повестка сегодняшнего дня. Привычки думать, говорить и действовать, встроенные идеологией в ментальность наших родителей, а также их родителей, не обеспечивают нас способностью адаптироваться к новому опыту. О связях речи и памяти, тела и хранящегося в нем прошлого, о лояльности прошлому и разрыве, связанном с разными культурными и идеологическими проектами, о случавшихся в прошлом сценариях, которые позволяли человеку найти свое место в становящемся новом мире, будут говорить на своем материале лекторы, приглашенные в наш проект.
Филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук Мария Воейкова прочтет лекцию «Речь и эмпатия: диалог взрослого с ребенком». Маленький ребенок конструирует свою речь на основе речи взрослых, и до определенного момента его высказывания целиком повторяют то, что он слышал. Примерно с двух-трех лет начинается конструирование собственной языковой системы.
Многие законы этого важнейшего когнитивного процесса до сих пор неизвестны, однако можно с большой вероятностью сказать, что на него влияет несколько факторов: в усвоении языка проявляются ранние предпочтения самого ребенка, особенности семьи и семейного стиля общения, в этом процессе участвуют тайные языковые помощники – вспомогательные механизмы, пружины самого языка. Мы рассмотрим разные факторы, которые могут ускорить или затормозить процесс усвоения языка ребенком, и обсудим силу их воздействия.
***
Мария Воейкова (Петербург) — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества.
Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия», Новосибирск, 2013; «Становление имени», М., 2015.
Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева
При поддержке фонда ALMA MATER