В литературной основе спектакля одноимённый роман Иво Андрича (1892 – 1975), выдающегося югославского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1961 года. Роман создан в 1944 году, время действия охватывает первую треть XX века, до 1935 года. Главная героиня – Райка Радакович, единственная дочь сараевского торговца-серба, посвящает свою жизнь стяжательству.
Я думаю, что это за жизнь без любви, без сострадания, сопереживания, жизнь, проведённая в навязчивой страсти к материальным вещам, в страхе банкротства и разорения, которые нам навязывает общество? Я думаю о том, как капитализм толкает нас в бездонную пропасть. Погоня за деньгами стала нашей целью, на самом деле деньги стали целью, а не средством жизни и такая жизнь – это туман, в котором стучит сердце от боли сжато, и в котором, как звук тиканья старых часов, эхом отдаются вопросы… Куда?... Почему?
Джурджа Тешич, режиссёр.
За неимением инсценировок этого шедевра нашей литературы я впервые в жизни осмелилась попытаться драматизировать данную повесть и вдохнуть в неё ритм и форму, которая мне казалась близкой и мощной для постановки. Неслучайно эту историю так редко драматизируют, ведь она очень сложна и охватывает целую жизнь. Она, прежде всего, основана на внутренних переживаниях, мыслях и чувствах главной героини, за которыми рассказчик, то есть писатель мастерски наблюдает, а потом их анализирует и комментирует. Из-за того я считала важным, чтобы голос рассказчика, как объективного наблюдателя, оставался присутствующим в самой инсценировке. Я начала работать над этой инсценировкой ещё в 2009 году в очень интенсивном сотрудничестве с режиссёром Джурджей Тешич, и мы с ней создали несколько разных редакций. Мы искали историю, форму, стиль. Мы пробирались через бравурные мысли и прозрения Андрича, чтобы наконец прийти к окончательной инсценировке, которая всё ещё остаётся открытой для изменений и адаптации, потому что театр состоит из людей, которые его создают, и я уверена в том, что замечательная команда, создавшая спектакль, добавила ещё много слоёв, которые им понадобились в процессе создания, чтобы рассказать свою историю. Театр – эта живая вещь, а драматургия – шаблон, по которому театральные художники создают свой мир.
Ваня Ейдус, автор инсценировки.
Пресса о спектакле
Драматизация Вани Эйдус забытого романа Андрича о Райке Радакович в прочтении режиссёра Джурджы Тешич и вдохновенной игре актёров Национального театра Республики Сербской из Баня-Луки показала анамнез помрачения сознания, происходящего из-за скупости верной дочери обанкротившегося сараевского помещика, как коллективный чёрный ритуал, в котором каждый имеет свою долю вины.
«Невинных не бывает», как писал Андрич в «Проклятом дворе».
Злополучная Райка Радакович в ловушке извращённой страсти к сохранению и приобретению, в манипулировании воспоминаниями всей своей несбывшейся жизни, по мнению Андрича, навсегда остаётся в изгнании в Белграде, на улице Стишка (ныне Гольсвордиева) д. 14, а данный спектакль правдиво ставит её в более широкую картину, в центр невроза, который пугает своей актуальностью в современном мире стремления за приобретением и превосходством над невинными жертвами.
Драгана Бошкович
Сладжана Зрнич представляет Райку как одинокую и принципиально сломленную, безжизненную женщину, пойманную в ловушку жадности и подавленной женственности. Её успех в бизнесе, во многом построенный на беде других людей, приносит только несчастье. Из несчастья может родиться только несчастье, что доказывает жизненный путь Барышни. Её головокружительный материальный успех и одновременное полное падение духа – это критический диагноз нашего времени.
Ана Тасич