Новости
СЦЕНИЧЕСКИЙ МИР МАРТА КИТАЕВА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
30 марта 2025 исполняется 100 лет со дня рождения театрального художника, заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР (1965), народного художника РСФСР (1982), выдающегося петербургского сценографа, одного из крупнейших мастеров театрально-декорационного искусства своего времени Марта Фроловича Китаева (1925 – 2020). На галерее 4 яруса Основной сцены Александринского театра представлена выставка «Сценический мир Марта Китаева. К 100-летию со дня рождения художника».
С прославленной александринской сценой имя Марта Китаева связано неразрывно. С 1974 по 1991 гг. он был главным художником Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, но история его работы здесь охватывает почти три десятилетия. В Александринском театре (в те годы – Пушкинский театр) он оформил 37 спектаклей, в числе которых: «Сказки старого Арбата» (1971), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (1974), «Из записок Лопатина» (1975), «Дети солнца» (1976), «Беседы с Сократом» (1976), «Унтиловск» (1978), «Капитанская дочка» (1984), «Фельдмаршал Кутузов» (1985), «Дядюшкин сон» (1987), «Сирано де Бержерак» (1987), «Недоросль» (1990), «Гамлет» (1992), «Борис Годунов» (1999). Материалы к этим и другим постановкам 1970 – 1990-х гг. представлены на выставке «Сценический мир Марта Китаева».
Выставка доступна зрителям, посещающим спектакли Основной сцены
СНЫ АЛЕКСАНДРИНКИ. ПЕРВЫЙ ПОКАЗ В РАМКАХ ГОДА МОЛОДОЙ РЕЖИССУРЫ
6 марта 2025 года состоится первый показ спецпроекта «Сны Александринки» в рамках Года молодой режиссуры в Александринском театре — пластический перформанс Надежды Кохановой «Мэйдэй – 3».
«Сны Александринки» — цикл из 4 спектаклей, созданных в пространстве акустической трубы исторического здания Александринского театра. Акустическая труба — спроектированная К. И. Росси архитектурная система коридоров, идеально улавливающая и отражающая звук. Обычно это пространство зрителям недоступно. Прологом к каждому из спектаклей будет экскурсия по Александринскому театру.
Начало в 21:00
СПЕКТАКЛЬ «МАСКАРАД. ВОСПОМИНАНИЯ БУДУЩЕГО» ВОШЁЛ В «ЗОЛОТОЙ ФОНД ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК РОССИИ»
Спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по пьесе М.Ю. Лермонтова и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года вошёл в «Золотой фонд театральных спектаклей России». «Золотой фонд театральных постановок России» – масштабный проект, приуроченный к юбилею Союза театральных деятелей РФ – 150 лет со дня основания. Миссией проекта является создание библиотеки телеверсий спектаклей, формирующих общероссийский культурный код, для сохранения и последующей передачи потомкам. Стратегический партнёр проекта – российский мульти платформенный оператор цифровой среды «Триколор», спектакли, вошедшие в «Золотой фонд будут транслироваться на канале «Большой эфир».
АЛЕКСЕЙ МИЛЛЕР ПРОВЁЛ ЗАСЕДАНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА
28 февраля 2025 в Царском фойе Александринского театра состоялось заседание Попечительского совета Национального драматического театра России (Александринского театра). Открывая заседание, Председатель Попечительского совета театра – Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер поздравил с Днем рождения Президента Александринского театра Валерия Фокина, а также подчеркнул, что грядущий 2026 год будет ознаменован двумя значимыми юбилеями – 80 лет со дня рождения Валерия Владимировича Фокина и 270 лет Национальному драматическому театру России (Александринскому театру).
Председатель Попечительского совета Александринского театра – Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер отметил достижения Александринского театра; число зрителей за период 2024 года существенно выросло, более, чем на треть по сравнению с предыдущим периодом 2023 года и достигло отметки более 173 тысяч зрителей. Высокую оценку получили сотрудничество Александринского театра и ПАО «Газпром», в том числе в рамках фестиваля «Друзья Петербурга», и работа Александринского театра по линии международного культурного сотрудничества. 2025 год объявлен в Александринском театре Годом молодой режиссуры, это направление работы Председатель Попечительского совета театра – Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер назвал новаторским и необходимым для развития российской сцены.
Президент Александринского театра Валерий Фокин рассказал, что в театре идёт интенсивная работа, первая премьера 2025 года уже состоялась – спектакль «На дне». Попечительскому совету были представлены творческие планы театра, практически все новые спектакли, которые зрители увидят в 2025 году, создаются ведущими и молодыми режиссёрами по классическим произведениям. Ровно через год – 28 февраля 2026 года должна выйти знаковая премьера – спектакль Валерия Фокина «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя. Валерий Фокин отметил особое значение этой пьесы для российского репертуара как пьесы государственной, всегда отвечающей своему времени, а также напомнил, что 23 года назад спектакль по этой гоголевской пьесе дал начало его творческой биографии в Александринском театре.
В ближайших планах театра, 31 марта – 6 апреля 2025 года гастроли в Москве. В июне 2025 года – гастроли в Казани, где спектакль «Литургия Zero» будет сыгран в программе открытия нового здании Театра им. Г. Камала и будет проведена Специальная программа международной Театральной олимпиады. Осенью 2025 года в Санкт-Петербурге стартует Международный театральный фестиваль «Александринский». Особое внимание в фестивальной и международной деятельности Александринский театр сегодня уделяет сотрудничеству со странами БРИКС. В рамках Года молодой режиссуры уже 6 марта 2025 года стартует первый проект – «Сны Александринки».
Директор Александринского театра Александр Малич представил Попечительскому совету уникальный и необходимый проект перехода Системы управления верхней механизацией исторической сцены Александринского театра на отечественное оборудование. Финальный этап работы в июне-августе 2025 года, запуск в эксплуатацию запланирован на начало 270 сезона, стартующего 30 августа 2025 года. Реализация проекта стала возможна благодаря поддержке ПАО «Газпром». Также директор театра Александр Малич рассказал о стратегии билетного ценообразования, позволяющей Александринскому театру сочетать коммерческую успешность и реализовать принципы доступности культуры, в том числе благодаря системе льгот.
В совокупности своих художественных и социальных задач Александринский театр в полной мере воплощает миссию Национального драматического театра России.
По предложению Председателя Попечительского совета театра – Председателя Правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера работа театра в отчётном периоде признана отличной. Работу по поддержке Национального драматического театра России (Александринского театра) решено продолжить.
ВАЛЕРИЙ ФОКИН О СПЕКТАКЛЕ «ИОВ». ИНТЕРВЬЮ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «РОССИЯ-КУЛЬТУРА»
Президент Александринского театра Валерий Фокин на телеканале «Россия-Культура» рассказал о выборе артиста Ивана Ефремова на заглавную роль в спектакле «Иов». Полное интервью с Валерием Фокиным на телеканале «Россия Культура» 26 февраля в 19:45.
ЮБИЛЕЙ ИВАНА БЛАГОДЁРА
24 февраля 2025 года юбилей у руководителя Творческой части Александринского театра заслуженного артиста России Ивана Ивановича Благодёра.
Ивану Ивановичу Благодёру присуждена Почётная грамота Губернатора Санкт-Петербурга за большой вклад в развитие культуры, театрального искусства Санкт-Петербурга и в связи с 70-летием со дня рождения.
Сегодня александринцы, коллеги и ученики поздравляют Ивана Ивановича Благодёра в Царском фойе Александринского театра.
Иван Благодёр служит в Александринском театре три десятилетия, с 1995 года, выступает соавтором режиссёров в создании музыкального, вокального и интонационного образа спектакля. При его участии создано около пятидесяти спектаклей Александринского театра. Только в последние годы среди них: спектакли Валерия Фокина «Женитьба», «Гамлет», «Литургия ZERO», «Маскарад. Воспоминания будущего», «Блаженная Ксения. История любви», «Рождение Сталина», «Честная женщина», «Один восемь восемь один», «Мейерхольд. Чужой театр» и другие, а также спектакли Теодороса Терзопулоса, Аттилы Виднянского и других режиссёров.
Свою работу в театре профессор И. И. Благодёр успешно сочетает с педагогической деятельностью, является заведующим кафедры вокала и музыкального воспитания РГИСИ.
Среди его учеников многие известные мастера театра и кино. В 2005 году стал инициатором проведения и руководителем ежегодного Международного вокального конкурса студентов театральных вузов «Поющая маска».
Профессиональное мастерство и творческие заслуги И. И. Благодёра справедливо отмечены профессиональными наградами, он Лауреат премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит».
Лучшие ученики мастера входят в стажёрскую группу и труппу Александринского театра.
Поздравляем!
МАРИНА РОСЛОВА В СПЕКТАКЛЕ «МАСКАРАД. ВОСПОМИНАНИЯ БУДУЩЕГО»
Сегодня, 20 февраля, роль Дамы в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» впервые сыграет актриса Марина Рослова.
ЮБИЛЕЙ МАРИИ КУЗНЕЦОВОЙ
17 февраля юбилей у заслуженной артистки России Марии Владимировны Кузнецовой.
Мария Кузнецова была принята в труппу Александринского театра (в те годы — Российского государственного академического театра им. А. С. Пушкина) в 1975 году, сразу же после окончания актёрского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (курс И.О. Горбачева). За годы работы в театре сыграла 70 ролей. Среди них: Милица («Мелодия для павлина» О. Заградника, 1978), Светлана («Справедливость — моё ремесло» Л. Жуховицкого, 1978), Хрисотемида («Моя любовь Электра» Л. Дюрко, 1979), Бабакина («Иванов» А. Чехова, 1979), Гвен («Аэропорт» А. Хейли, 1979), Катя («Веранда в лесу» И. Дворецкого, 1979), Кадрия («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, 1980), Катерина («Живи и помни» В. Распутина, 1982), Ингрид («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1983), Беатриче («Много шуму из ничего» В. Шекспира, 1985), Матрёна («Женитьбы Бальзаминова» А. Островского, 1987), Клеоника («Лисистрата» Аристофана, 1989), Баба-Яга («Сказка про любовь» Г. Горбовицкого, 1990), Белотелова («Картины московской жизни» А. Островского, 1993), Миссис Эндсворт-Хилл («Пигмалион» Б. Шоу, 1998), Леди Плимдер («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 1998), Повариха («Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1999), Элена («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 2001), Ольга («Три сестры и дядя Ваня» М. Гавриловой, 2001), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, 2002), Миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, 2002), Марина («Дядя Ваня» А. П. Чехова, 2009), Прабабушка Маша («Счастье» А. Могучего и К. Филиппова, реж. А. Могучий, 2011), Анна Павловна («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») Л. Н. Толстого, 2015), Фелиция («Крум» Х. Левина, 2017) и другие.
Сегодня Марию Кузнецову можно увидеть в спектаклях: «Женитьба» (Фёкла Ивановна, сваха), «Преступление и наказание» (Пульхерия Александровна, мать Раскольникова), «Тварь» (Коковкина), «Воскресение» (Чарская, Сторожиха, Жена начальника тюрьмы), а также в последней премьере Александринского театра — спектакле «На дне» (Квашня).
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
ГАСТРОЛИ СТИ В АЛЕКСАНДРИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ТАСС
17 февраля в 15:00 в ТАСС (г. Санкт-Петербург) состоится пресс-конференция, посвящённая предстоящим гастролям театра «Студия театрального искусства» под руководством Сергея Женовача в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра с 18 по 29 марта 2025 года.
О гастрольной афише в год празднования 20-летия коллектива расскажут заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ и премии правительства РФ в области культуры, художественный руководитель-директор «Студии театрального искусства» Сергей Женовач, помощник художественного руководителя Наталья Витвицкая, артисты театра Ольга Калашникова, Сергей Аброскин, Варвара Насонова.
По связи в пресс-конференции примет участие директор Александринского театра Александр Малич.
Трансляция мероприятия будет доступна на странице анонса на сайте ТАСС, а также в группе пресс-центра ТАСС во «ВКонтакте».
ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ НИКИТЫ КОБЕЛЕВА «НА ДНЕ»
14 и 15 февраля на Основной сцене состоится премьера спектакля художественного руководителя Александринского театра Никиты Кобелева «На дне».
Подход Никиты Кобелева к одной из самых важных пьес не только русского, но и мирового репертуара XX века, отличает пристальное внимание к смыслам произведения и проявление того, что их делает актуальными на данный момент. В новой работе режиссёра герои пьесы останутся по сути теми же бездомными, запутавшимися людьми, что и у Горького, но будут приближены к сегодняшнему дню. При этом, авторы спектакля хотели бы уйти от традиционного прочтения этой пьесы как бытовой, натуралистической, и рассказать эту историю образным, условным театральным языком.
Начало в 19 часов.