Как известно, «Баня» писалась Маяковским для ГосТИМа и по заказу Мейерхольда. Выступая в 1929 году на обсуждении «Бани» Мейерхольд дал пьесе очень высокую оценку, сравнив ее с произведениями Мольера, Пушкина, Гоголя: «эта пьеса – крупнейшее событие в истории русского театра, это величайшее событие, и нужно прежде всего приветствовать поэта Маяковского, который ухитрился дать нам образец прозы, сделанный с таким же мастерством, как и стихи... Конечно, Маяковский начинает собой новую эпоху». На вопрос, почему пьеса называется «Баня», сам Маяковский отвечал двояко. Первый вариант: «Баня моет (просто стирает) бюрократов» – остался определением простодушного и прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы. Второй – «Потому что это единственное, что там не попадается».
Маяковский определил жанр «Бани» как «сатирическая пьеса с цирком и фейерверком». Сатирический посыл спектакля Николая Рощина лишен конкретики, определенных и легко считываемых социальных или бытовых деталей. Он едва ли привязан к какому-то времени и имеет очевидный макабрический оттенок. Однако, совершенно не случайно режиссер начинает спектакль с хода, который максимально приближает пьесу, написанную в конце 20-х к нашему времени – с художественной приемки спектакля, интермедии с худсоветом и непонятным и непринятым художником.
Премьера – 25 января 2017 года
Пресса о спектакле
Пустое черное пространство Новой сцены с ее феноменальной способностью к трансформации заполняется постепенно образами мейерхольдовского театра с его прозодеждой, цирком, трагическим карнавалом, канцелярскими столами, братскими могилами и черными дырами будущего. Сцена то и дело грозит обрушиться вниз, открывает под собой все новые и новые провалы, из которых поднимаются будущие жертвы революционных экспериментов и триумфальных побед.
Алёна Карась. Начальство не опаздывает
Российская газета 05.03.2017
Рощин «расчеловечивает» положительных персонажей, но взамен возвращает тексту Маяковского жар заклинания, чудовищного предвидения, заставляя вдруг расслышать в знакомом тексте сюрреалистические пассажи
Лилия Шитенбург. Сумерки футуризма
Город 812 13.02.2017
"Баня" 2017 года построена капитально. Музыка Ивана Волкова — хромающий джазец с тубой и похоронным привкусом — изумительно вплетается в действие, а то и дирижирует им. Исторические костюмы Екатерины Коптяевой — словно ожившие музейные экспонаты. Технические фокусы — все к месту: кресло начальника катается само собой, телефонный провод растягивается на неправдоподобную длину, фрагменты Новой сцены лихо уезжают то в подвал, то в потолок.
Ольга Комок. Назад в будущее
Деловой Петербург 10.02.2017
От всего, что позволяет сделать из "Бани" выигрышное сценическое зрелище — с аттракционами, остроумными стилизациями, яркими монтажными склейками и прочими радостями "праздничной театральности" в духе 1920-х годов прошлого века,— Рощин сознательно и мужественно отказывается. Настроение спектакля мрачное и безысходное, оформление — серо-черное и пугающее.
Роман Должанский. С нелегким паром.
Коммерсант 31.01.2017
Баня» Рощина внутренне связана с театром Мейерхольда, хотя и не впрямую, и, может быть, даже не со спектаклями по Маяковскому. А, например, с «Одной жизнью», за которую «чужой» театр был немедленно закрыт: там обессиленные комсомольцы поднимались на стройку лучезарного мира из мрачной казармы в жутком шаманском танце, это выглядело беспросветно страшно. Пафос будущего — это проблематичный шаблон сознания, может быть, его катастрофа, которая редко становится предметом нашего искусства, особенно «за государственные деньги».
Николай Песочинский. Траурный марш энтузиастов
Петербургский театральный журнал. Блог. 28.01.2017
1. Александринка готовит премьеру по пьесе "Баня" Маяковского // Телеканал Культура. 16.01.2017
2. Александринский театр отправляет зрителей в "Баню" // НТВ. 18.01.2017
3. Премьера спектакля "Баня" пройдет на Новой сцене Александринки 25 января // Телеканал Санкт-Петербург. 18.01.2017
4. Людмила Безрукова. В Александринке поставили сатирическую пьесу Маяковского // Российская газета. 19.01.2017
5. Александринский театр ставит "Баню" Владимира Маяковского // Телеканал Россия. Вести СПб. 19.01.2017
6. На Новой сцене Александринского театра Николай Рощин поставил "Баню" // Телеканал Санкт-Петербург. Артефакты. 20.01.2017 (С 9 минуты)
7. Обзор культурных событий Петербурга // 1 канал. 20.01.2017 (С 3.45)
8. Александринка приглашает посетить "Баню" с дымком // Телеканал Мир. 25.01.2017
9. В Александринском театре поставили последнюю пьесу Маяковского // Телеканал Культура. 26.01.2017
10.Светлана Мазурова. Революция начинается с "Бани" // Культура. 25.01.2017
11. Николай Песочинский. Траурный марш энтузиастов // Петербургский театральный журнал. Блог. 28.01.2017
12. Роман Должанский. С нелегким паром. "Баня" Маяковского в Александринском театре // Коммерсантъ. 31.01.2017
13.Тамара Ларина. Машина времени Маяковского // REGNUM. 7.02.2017
14. Переступить черту (беседу с Николаем Рощиным ведет Евгений Авраменко) // Санкт-Петербургские ведомости. 09.02.2017
15. Ольга Комок. Назад в будущее // Деловой Петербург. 10.02.2017
16. Лилия Шитенбург. Сумерки футуризма // Город 812. 13.02.2017
17. Анна Ветлинская. «Баня» в Александринке: читая Маяковского 90 лет спустя // Interessant. 20.02.2017
18. Алёна Карась. Начальство не опаздывает // Российская газета. 05.03.2017
19. Вадим Рутковский. Александринский в революции и на войне // Cool Connections. 15.03.2017
20. Марина Токарева. Цвет времени - черный// Новая газета. № 28. 20.03.2017
21. Ольга Егошина. "Мир огромив мощью голоса" // Театрал. 23.03.2017
22. Сергей Бондаренко. Без цирка и фейерверка // Петербургский театральный журнал. №1-2 [87-88] 2017. С.39-42