ТЕРЗОПУЛОС
Родился в деревне Макриджалос в районе Пиерия, Северная Греция. Учился в драматической школе К. Микаилидиса в 1965-1967 гг. в Афинах; его учителями были Георгий Севастикоглу, Леонидас Тривизас и Костис Михаилидис. В 1972-1976 годах он занимался в Берлинском Ансамбле по руководством Хайнера Мюллера, Манфреда Векверта, Рут Бергхаус и Эккерхарта Шаля. Один из ведущих театральных режиссёров Европы - с 1993 года является президентом Международного комитета театральной Олимпиады. Многие работы режиссёра были отмечены престижными театральными наградами: «Вакханки» были признаны лучшим спектаклем на фестивале в Мадриде и Малаге (1987), «Персы» - в Каракасе, Монпелье, Барселоне (1992) и Лиссабоне (1993). Российским зрителям известен благодаря спектаклям, поставленным им для актрисы Аллы Демидовой: «Квартет» Х. Мюллера, «Медея» Еврипида, «Гамлет-урок».
Постановки в Александринском театре:
- «Эдип-царь» Софокла (Основная сцена, 2006 год)
- «Конец игры» С. Беккета (Новая сцена, 2014 год)
- «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (Основная сцена, 2017)
- «Маузер» Х. Мюллера (Основная сцена, 2020)
С 1981 по 1983 гг. – руководитель Школы Драмы Государственного театра Северной Греции. С 1985 по 1988 гг. – художественный руководитель Международного Собрания античной драмы в Дельфах. Он пригласил туда таких известных мастеров международной театральной сцены как: Хайнер Мюллер, Тадаши Судзуки, Андрей Щербан, Воле Сойинка, Мина Танаку, Анджей Вайда. В 1985 году основал театральную группу АТТИС. В 1990 году основал, а затем и возглавил Международный институт Средиземноморских театров, проводящий целый ряд мероприятий, таких как международный фестиваль под названием «Насилие и мир в средиземноморском театре» в Патре (1991), семинары по театральному образованию, симпозиумы и другие мероприятия, связанные с театром. С 1993 года является председателем Международного Комитета Театральной олимпиады. В 1995 году был художественным руководителем Первой Театральной олимпиады в Дельфах, проходившей под названием «Пересекая тысячелетия», на которой были представлены такие выдающиеся мастера, как Юрий Любимов, Анатолий Васильев, Алла Демидова, Роберт Уилсон, Тадаси Судзуки и другие. В 1999 году был председателем Второй Театральной олимпиады, проводившейся в городе Сизуока, Япония, под названием «Создавая надежду». Сохранил позицию председателя и на Третьей Театральной олимпиаде, проводившейся в Москве в 2001 году под названием «Театр для людей», а также Четвертой олимпиаде в Стамбуле в 2006 году под названием «Через границы», и Пятой Театральной олимпиаде, которая была проведена в Сеуле, Корея, в 2010 году под названием «Сцена сердца». В 2005 году основал новое Международное Собрание античной драмы в Коринфе, которое назвали «Skotos emon faos». В 2006 году проводилось Второе Международное Собрание античной драмы под названием «Нисхождение».
Поставил спектакли: «Булочная» Б. Брехта в Театральной лаборатории Фессалоников (1977), «Красно-коричневые» Б. Брехта в Театре Фессалоников (1977), «Счастливый случай» С. Мрожека в Государственном театре Северной Греции (1978), «За закрытыми дверями» Ж.П. Сартра в Государственном театре Северной Греции (1980), «Ерма» Ф.Г. Лорки в Государственном театре Северной Греции (1981), «Мамаша Кураж» Б. Брехта в Государственном театре Северной Греции (1983), «Свобода в Бремене» Р.В. Фассбиндера в Театре Л.Т.Т. в Тюбингене, Германия (1988).
Спектакли в Театре АТТИС: «Вакханки» Эврипида (1986), «Медея-Материал» Х. Мюллера (1988), «Квартет» Х. Мюллера (1989), «Персы» Эсхила (1990), «Освобождение Прометея» Х. Мюллера, с Хайнером Мюллером и Софией Микопоулоу в «Кунстлерхаус Бетаниен» в Берлине (1991), «Федра» М. Цветаевой, с Аллой Демидовой в Средневековом Замке Патрас (1991), «Квартет» Х. Мюллера, с Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым в Театре На Таганке в Москве (1993), «КАНОН» В. Вассикехэйоглоу (1993), «Антигона» Софокла с греческими и итальянскими актерами в Театро Олимпико в Виченце (1994), «Прометей Прикованный» Эсхила (1995), «Медея-Материал» Х. Мюллера на Фабрике Марину, Фестиваль Аргос (1995), «Медея-Материал» Х. Мюллера С Аллой Демидовой (1996), «IO = Луна» на фабрике Вавули, Фестиваль Аргос (1996), «Геракл» Х. Мюллера (1997), «Геракл» (спектакль на основе «Геракла» Х. Мюллера) на национальном стадионе Аргоса, Фестиваль Аргос (1997), «Дионис» (сценическая композиция на основе «Вакханок» Еврипида и до-колумбовом мифе о божестве юрупари) с колумбийскими актерами на международном фестивале в Боготе (1998), «Деньги» Б. Брехта (1998), «Нисхождение» (сценическая композиция на основе «Геракла В Гневе» Еврипида И «Трахинянок» Софокла, 1999), «Геракл в Гневе» Еврипида с турецкими актерами на Международном Фестивале в Стамбуле (1999), «Нисхождение Геракла» (сценическая композиция на основе «Геракла в Гневе» Еврипида и «Трахинянок» Софокла) с греческими и турецкими актерами, совместная постановка театра АТТИС И Международного Фестиваля в Стамбуле (1999), «Паска Девадис» М. Пиры, совместная постановка театра АТТИС и Театре Кальяри (1999), «Корона» Я. Контрафоуриса (2000), «Геракл в гневе» Еврипида (2000), «Тристия» (сценическая композиция на основе монологов Медеи, Электры и Федры) с Аллой Демидовой, Дельфы (2000), «Гамлет, урок» Б. Пастернака с Аллой Демидовой (2001), «Вакханки» Еврипида, Постановка Дюссельдорфер Шаушпильхаус при сценографии Янниса Коунеллиса (2001), «Лета» Д. Димитриадиса (2002), «Медея-Материал» Х. Мюллера, в рамках художественной экспозиции «Отравы» в Технополисе в Афинах (2002), «Филоктет» Софокла в Театральной Академии Берлина (2003), «Рокабай» С. Беккета (2003), «Триптих» С. Беккета (2003), «Эпигоны» (сценическая композиция на основе фрагментов из утраченных трагедий Эсхила, 2003), «Персы» Эсхила, с молодыми режиссерами из стран бывшего Советского Союза, постановка Центра Мейерхольда в Москве (2003), «Безумие Аякса» Софокла (2004), «Последняя маска – Fallimento» К. Логараса (2006), «Енин» Э. Аднан (2006), «Персы», совместная постановка театра АТТИС и Международного Фестиваля в Стамбуле и Афинского Фестиваля – Еврипид и Театр Олимпа, в Византийском Храме Св. Ирины в Стамбуле и в Эпидарусе (2006), «Кассандра» М. Понтикаса (2007), «Эремос» К. Михельстедтера (Мировая Премьера, 2007), «Фрекен Жюли» А. Стриндберга (2008), «Прометей прикованный» Эсхила в Центральной Академии Драмы Бейджина (2008), «ТАНЦОВЩИК» Э. Арендта (2009), «Маузер» Х. Мюллера (2009), «Иокаста» Д. Контрафоуриса.
В 2006 году спектаклем Теодороса Терзопулоса "Эдип-царь" по пьесе Софокла открылся Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».
В 2009 году в программе IV Международного театрального фестиваля «Александринский», помимо спектакля "Эдип-царь" по пьесе Софокла, был представлен моноспектакль Паоло Музио «Эремос» в постановке Терзопулоса, а также на малой сцене Александринского театра режиссёр дал мастер-класс «Голос и тело в театре Древней Греции».
В 2013 году на седьмом международном театральном фестивале «Александринский» Театр АТТИС представил моноспектакль Софии Хилл «Иокаста» Я. Контрафуориса в постановке Теодороса Терзопулоса, а также мастер-класс Теодороса Терзопулоса «Бесконечность импровизации».
«Что такое человек? Что мы знаем о человеке? Вся античная традиция пытается пролить свет на эту темную область. Крайние человеческие проявления освещают то, что внутри, в области подсознания, обогащая наши представления о человеке. Сегодня, когда человек все больше напоминает марионетку, значение трагедии особенно велико. Как найти меру дозволенного? Мы находимся в постоянном поиске этой божественной меры. И не только сильные мира сего, но и каждый из нас несет за это ответственность. Мы, художники, должны показать истинное, реальное величие человека. В современном мире утеряна связь между богом и человеком. Трагедия - это великая школа, которую мы должны проходить снова и снова, чтобы понять нечто важное о современном состоянии общества и человека».
Теодорос ТЕРЗОПУЛОС
«В театре Терзопулоса миф – не сказка, но сжатый, массивный опыт, переживание, процесс репетиции – не изучение драматургии, но приключение в путешествии по ландшафту памяти, поиск потерянных ключей к единству тела и текста, к слову как философской целостности»
Хайнер МЮЛЛЕР
«Для меня Теодорос Терзопулос является режиссёром, человеком искусства, который интересен и значителен, прежде всего, тем, что исповедует театр чувственный. Театр, который не прячется за словами, который нельзя назвать литературным, сюжетным театром. Терзопулос занимается театром, который опирается в первую очередь на внутренний материал актёра: на его состояние, на его эмоциональность. Причем подразумевается не просто эмоциональное возбуждение актёра, но особый способ существования на сцене. Теодорос Терзопулос всегда работает с классическими текстами, прежде всего с древнегреческими, и является лучшим специалистом Европы по древнегреческой трагедии. Для меня очень важно, что он, опираясь на трагический смысл, никогда не идёт за смыслом литературным, всегда исследует трагическое начало в актёрской природе».
Валерий ФОКИН
ПОДРОБНЕЕ