
Соколова
В 1991 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (курс И. О. Горбачева). После окончания института была принята в труппу Александринского театра. За годы работы в Александринском театре сыграла около 30 ролей.
На Александринской сцене Юлия Соколова дебютировала сразу же главной ролью, сыграв Машу в спектакле «Машенька» А. Афиногенова (1991). С первых же сезонов Юлия Соколова активно вошла в репертуар театра, став одной из ведущих молодых актрис, которую занимали в своих спектаклях такие разные режиссёры как Нора Райхштейн, Владимир Воробьёв, Александр Белинский, Владимир Голуб, Ростислав Горяев, Светлана Миляева и др. Стройная, изящная, обаятельная, с неожиданно низким, чуть хрипловатым голосом и ярким драматическим темпераментом, она выступала в самых разных амплуа — от лирических героинь до травести (так в спектакле «Первый бал Золушки» актриса играла и главную героиню — Золушку — и мальчика-пажа, помощника доброй феи). В числе её героинь были также: Мэри («Сверчок на Печи» Ч. Диккенса, реж. Н. Райхштейн, 1992), Лаура Карлье («Блэз» К. Манье, реж. В. Голуб, 1992), Финетта и Верочка Оброшенова («Шутники, или Похвальное слово Сумарокову», реж. Н. Райхштейн, 1992), Настя («Такая странная ночь…» В. Зверовщикова, 1993), Нина и Коломбина («Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло, реж. В. Воробьев, 1994), Ортензия («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, реж. В. Воробьёв, 1994), Софья («Недоросль» Д.Фонвизина, реж. Н. Райхштейн, 1994), леди Агата («Веер леди Уиндермир» О.Уайльда, реж. А. Белинский, 1998), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, реж. В. Голуб, 1999), Ирина («Три сестры» А. Чехова, реж. Р. Горяев, 2000) и др. Об одной из самых ярких ролей Юлии Соколовой писали: «Обязательно надо сказать об Элизе Ю. Соколовой в «Пигмалионе» Б. Шоу. Можно посчитать, что прославленному образу в этом прочтении не хватает простодушия и искренней влюбленности. Зато талантливостью свою героиню актриса наделила вполне. Кажется, что Элиза всё время хитро посматривает на окружающих, умно мистифицирует их. Она от природы одарена, прозорлива, лукава. Она всё может — танцевать, смеяться, быть цветочницей и герцогиней» (И. Василинина. Путешествие из Петербурга в Москву // Культура. 30.12.1999). Точное замечание критика по праву можно отнести ко многим образам, созданным актрисой. Её героини противоречивы, изменчивы, в них парадоксально соединяются черты сильной волевой женщины и беззаботного шаловливого ребёнка, опытной кокетки и упрямого подростка, драматизм и лукавое лицедейство, наивность и холодный расчёт. Хрупкая маленькая женщина вступает в нешуточный поединок с миром, отстаивая своё право на счастье и особенно не рассчитывая на помощь извне. Эта актёрская тема варьируется в разных ролях актрисы, каждый раз обретая новое звучание, иной драматический обертон. Таковы не только Элиза Дулитл, но и другие её героини, в числе которых: Изабелла («Деревья умирают стоя» А. Касона, реж. В. Голуб, 2005), Глэдис Фостер («Тринадцатый номер» Р. Куни, реж. В. Голуб, 2005), Варвара Евграфовна («Петербург» А. Белого, реж. А. Могучий, 2006), жена Гэли Гэя («Человек=Человек» Б. Брехта, реж. Ю. Бутусов, 2008). В репертуаре актрисы были эпизодические роли: служанка Авдотья и дочка Мацапура в спектакле «Ревизор» Н.В. Гоголя (реж. В. Фокин, 2002), с 2015 года - роль Хлоповой в этом же спектакле; роль Попадьи в спектакле «Ксения. История любви» В. Леванова, (реж. В. Фокин, 2009); роль Первого Деда Мороза в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова (реж. А. Могучий, 2011).
Сегодня в репертуаре актрисы роль Дуняшки в спектакле «Женитьба» Н. В. Гоголя (реж. В. Фокин, 2008), роль Амалии Людвиговны в спектакле «Преступление и наказание» (реж. А. Виднянский, 2016), роль Попадьи в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция, реж. В. Фокин, 2018).
В апреле 2021 года сыграла Мать в онлайн-спектакле «Крайм» (проект «Другая сцена» / «Сцена суда», режиссёр Кирилл Люкевич).
В декабре 2021 года исполнила роль Фрау Грубах в спектакле «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. А. Виднянский, 2021).
В 2022 году введена в спектакль Валерия Фокина «Сегодня. 2016».
Снималась в кино: «Сказка за сказкой» (фильм-спектакль), «А король-то голый» (фильм-спектакль), «Безразличие», «Сотворение Адама».
ПОДРОБНЕЕ
Роли в Александринском театре:
- Участница спектакля (с 2022) «Сегодня. 2016», режиссёр Валерий Фокин, 2016
- Фрау Грубах («Процесс», режиссёр Аттила Виднянский, 2021)
- Мать (Онлайн-спектакль «Крайм», проект «Другая сцена», режиссёр Кирилл Люкевич, 2021)
- Попадья («Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Амалия Людвиговна («Преступление и наказание», режиссёр Аттила Виднянский, 2016)
- Дед Мороз (с 2015) («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Попадья («Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009)
- Дуняшка («Женитьба», режиссёр Валерий Фокин, 2008)
- Жена Гэли Гэя («Человек=Человек», режиссёр Юрий Бутусов, 2008)
- Варвара Евграфовна (2006) («Петербург», режиссёр Андрей Могучий, 2005)
- Глэдис («Тринадцатый номер», режиссёр Владимир Голуб, 2003)
- Мацапур, дочка (с 2006), Авдотья (с 2006), Хлопова (с 2015) («Ревизор», режиссёр Валерий Фокин, 2002)
- Изабелла (с 2005) («Деревья умирают стоя», режиссёр Александр Белинский, 2001)
- Царевна Лебедь, занята в массовых сценах в спектакле «Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999
- Танцующая дама в замке, занята в массовых сценах в спектакле «Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999
- Элиза («Пигмалион», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Леди Агата («Веер леди Уиндермир», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Ирина (с 2000) («Три сестры», режиссёр Ростислав Горяев, 1995)
- Занята в массовых сценах (1994) в спектакле «Отелло», режиссёр Ростислав Горяев, 1993
- Фима («Маков цвет», режиссёр Юрий Николаев, 1993)
- Настя («Такая странная ночь», режиссёр Семён Верхградский, 1993)
- Нина, жена Чампы («Колпак с бубенчиками», режиссёр Владимир Воробьев, 1993)
- Ортензия (с 1994) («Хозяйка гостиницы», режиссёр Владимир Воробьёв, 1992)
- Верочка, Финетта («Шутники или Похвальное слово Сумарокову», режиссёр Нора Райхштейн, 1992)
- Лаура («Блэз», режиссёр Владимир Голуб, 1992)
- Мэри («Сверчок на печи», режиссёр Нора Райхштейн, 1991)
- Женский хор (1991) («Александр Невский», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Олимпия («Водевили», режиссёр Семён Сытник, 1990)
- Софья («Недоросль», режиссёр Нора Райхштейн, 1990)
- Служка (с 1991)(«Сказка про любовь», режиссёр Григорий Никулин, 1989)
- Золушка (с 1991), Паж (с 1991) («Первый бал Золушки», режиссёр Нора Райхштейн, 1988)
- Машенька (с 1991) («Машенька», режиссёры Бруно Фрейндлих, Олег Матвеев, 1986)
- Пассажирка (1991) («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977)