
Кошелевич
С 1967 по 1969 гг. обучался в студии при Академическом театре драмы им. Янки Купалы (Минск) в мастерской н.а. СССР Л. Г. Рахленко. В 1973 году окончил Высшее театральное училище им. М. Щепкина. Шестнадцать лет играл на сцене Русского драматического театра имени Самеда Вургуна (Азербайджан, Баку), со временем став одним из ведущих актёров труппы. В 1989 году принят в труппу Государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
В дипломном спектакле «Три мушкетера» А. Дюма сыграл роль Арамиса (Минский ТЮЗ, реж. М.Л. Рехельс).
В числе лучших ролей Иосифа Кошелевича на сцене Русского драматического театра имени Самеда Вургуна (Азербайджан, Баку): Валентин («Валентин и Валентина» М. Рощина, 1973), Шируйе («Фархад и Ширин» С. Вургуна, 1976), Алик («Дом на песке» Р. Ибрагимбекова, 1977), Кассио («Отелло» У. Шекспира, 1977), Намик («Лето в городе» Анара, 1978), Никита Лихачев и Михаил Земцов («Жестокие игры» А. Арбузова, 1979), Леня Шиндин («Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, 1980), Орест («Моя любовь Электра» Л. Дюрко, 1980), доктор Львов в чеховском «Иванове» (1982), Николай Турбин («Дни Турбиных» М. Булгакова, 1982), Арман Дюваль («Дама с камелиями» А. Дюма, 1982), Фрейди Пейдж («Глубокое синее море» Т. Рэттиган, 1983), Тартюф в одноимённой комедии Мольера (1984), Доктор Макаров («Варвары» М. Горького, 1984), Семён («Счастье моё» А. Червинского, 1984), Беня Крик («Закат» И. Бабеля, 1988), князь Мышкин («Идиот» по Ф. Достоевскому, 1988) и др. Рецензенты отмечали мягкость, пластичность Иосифа Кошелевича, его умение тонко выстраивать психологические переходы роли.
За годы работы в Александринском театре сыграл более 30 эпизодических ролей, в числе которых: Посол Батыя («Александр Невский» В. Белова, 1990) Кощей бессмертный («Сказка про любовь» Г. Горбовицкого, 1989), Сэр Роберт Вильсон («Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, 1990), Зубан («Высшая мера» В. Арро, 1990), Фарисей («Мать Иисуса» А. Володина, 1991), Степан («Ищи ветра в поле» В. Лифшица, 1991), Доктор Чижов («Маков цвет» З. Гиппиус, 1993), Ведущий («Элегия» П. Павловского, 1993), Учитель словесности («Дурочка» Лопе де Вега, 1994), Автолик («Зимняя сказка» У. Шекспира, 1995), Собаньский («Борис Годунов» А. Пушкина, 1999) и др. Яркой сценической работой стала роль провокатора Липпанченко в спектакле по роману Андрея Белого «Петербург» (2005). В сложной полифонической композиции, сочинённой Андреем Могучим, актёр искусно вёл свою партию, точно выстраивая интонационный и пластический рисунок роли. Ничтожный и властный, вездесущий и вечно ускользающий, лицедей, меняющий маски, за которыми нет подлинного лица, Липпанченко становился предвестником роковой неизбежности событий. В сезоне 2006/2007 года сыграл роль Петрушина в спектакле Валерия Фокина «Живой труп» по пьесе Л. Н. Толстого и роль Антона Прокофьевича Пупопуза в спектакле Андрея Могучего «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н.В. Гоголя. Также занят в спектакле «Ксения. История любви» В. Леванова (реж. В. Фокин, 2009) и в массовых сценах спектакля «Гамлет» В. Шекспира (реж. В. Фокин, 2010). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова играет участника оркестра Душ забытых вещей (реж. А. Могучий, 2011). В 2013 году принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». В ноябре 2014 года репертуар актёра пополнился документальной, публицистической и вместе с тем чрезвычайно яркой работой в спектакле молодого режиссёра Михаила Патласова «Шум», где Иосиф Кошелевич исполняет роль отца мальчика Вани. В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграл роль Доктора. В июне 2015 года принял участие в спектакле Максима Диденко «Земля» (по одноимённому фильму А. Довженко) на Новой сцене Александринского театра. В 2016 году введён в спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего».
На протяжении многих лет Иосиф Кошелевич занимается театральной педагогикой. Будучи ведущим артистом Русского драматического театра г. Баку, Иосиф Иосифович с 1976 по 1985 годы вёл курс «Техника и постановка голоса» в Бакинском институте искусств. В начале 1990-х годов был приглашён И. О. Горбачёвым преподавать сценическую речь в студии при Театре драмы им. А. С. Пушкина. С 1986 по 1989 гг. вёл курс «Культура речи» в колледже гражданской авиации, с 1987 по 1989 гг. — руководитель «Центра творческого развития Личности». В эти же годы преподавал риторику и ораторское искусство на гуманитарном факультете «Связи с общественностью» Института Телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича.
Иосиф Кошелевич снялся в более чем 20 кинокартинах, в числе которых: «Семья, как семья», «Две дуэли», «Винтовая лестница, «Катерина», «Империя под ударом», «Эра Стрельца», «Клеймо» и др.
ПОДРОБНЕЕ
Роли в Александринском театре:
- Занят в массовых сценах в спектакле «Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Участник спектакля «Земля», режиссёр Максим Диденко, 2015
- Доктор («Третий выбор», вторая редакция спектакля «Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Старик (с 2016) («Маскарад. Воспоминания будущего», режиссёр Валерий Фокин, 2014)
- Отец Вани («Шум», режиссёр Михаил Патласов, 2014)
- Участник проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Души забытых вещей («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Гамлет», режиссёр Валерий Фокин, 2010
- Занят в массовых сценах в спектакле «Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009
- Антон Прокофьевич Пупопуз («Иваны», режиссёр Андрей Могучий, 2007)
- Петрушин («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Занят в Торжественной церемонии открытия исторического здания Александринского театра (режиссёр Андрей Могучий, 2006)
- Липпанченко («Петербург», режиссёр Андрей Могучий, 2005)
- Чиновник (с 2009) («Двойник», режиссёр Валерий Фокин, 2005)
- Гость («Маскарад», режиссёр Игорь Селин, 2003)
- Человек Городулина (с 2005) («На всякого мудреца довольно простоты», режиссёр Владимир Голуб, 2002)
- Собанский, занят в массовых сценах в спектакле «Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999
- Занят в массовых сценах в спектакле «Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999
- Вельможа («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1997)
- Цыган («Горе от ума», режиссёр Анатолий Праудин, 1996)
- 1-й офицер (с 1996) («Три сестры», режиссёр Ростислав Горяев, 1995)
- Автолик, Стражник («Зимняя сказка», режиссёр Александр Смеляков, 1995)
- Генерал («Горя бояться — счастья не видать», режиссёр Нора Райхштейн, 1994)
- Учитель грамоты («Дурочка», режиссёр Александр Товстоногов, 1994)
- Горец («Monsieur Жорж. Русская драма», режиссёр Анатолий Праудин, 1994)
- Доктор Чижов («Маков цвет», режиссёр Юрий Николаев, 1993)
- Лицедей, занят в массовых сценах в спектакле «Отелло», режиссёр Ростислав Горяев, 1993
- Моряк, Вельможа («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1992)
- Степан («Ищи ветра в поле», режиссёр Владимир Голуб, 1991)
- Посол Батыя, Субэдэ («Александр Невский», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Квартальный («Свои люди — сочтёмся!», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Кощей Бессмертный («Сказка про любовь», режиссёр Григорий Никулин, 1989)
- Фарисей (1991) («Мать Иисуса», режиссёр Игорь Горбачёв, 1989)
- Николаев («Вожди», режиссёры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Гвардеец, Мушкетер (с 1991) («Сирано де Бержерак», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Пан Дульский (с 1990) («Мораль пани Дульской», режиссёр Владимир Далин, 1987)
- Сэр Роберт Вильсон, Коновицын (с 1990), занят в массовых сценах в спектакле «Фельдмаршал Кутузов», режиссёр Игорь Горбачёв, 1985
- Занят в массовых сценах (с 1989) в спектакле «Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1985 (возобновление)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Вечер» (1992), режиссёр Игорь Горбачёв, 1984
- Зубан (с 1990) («Высшая мера», режиссёр Николай Шейко, 1980)
- Занят в массовых сценах (1990) в спектакле «Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975
- Занят в массовых сценах в спектакле «Элегия», режиссёр Илья Ольшвангер, 1975