
Колесникова
В труппу театра актриса была принята в 1965 году, сразу же после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс В.В. Меркурьева и И.В. Мейерхольд). За годы работы в Александринском театре сыграла более 70 ролей.
От своих знаменитых учителей актриса унаследовала лучшие традиции и черты русской драматической школы – сердечность, искренность, тонкий психологизм, напряженный поиск выразительного художественного языка. Еще в студенческие годы на сцене Учебного театра она сыграла такие разноплановые драматические роли как Людмила в «Поздней любви» А.Н. Островского, Татьяна Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.
В первые сезоны на сцене Александринского театра сыграла множество эпизодических и несколько главных ролей, в числе которых Юлия Тафаева в «Обыкновенной истории» по И.А. Гончарову (1966), Ренэ, а затем и Консуэло («Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина, 1966), Ольга в тургеневском «Нахлебнике» (1968), Исмена в «Антигоне» Софокла (1969), Светлана («Справедливость – мое ремесло» Л. Жуховицкого (1969), Наташа («На дне» М.Горького, 1969), Божена («Час пик» Е. Ставинского, 1970), Василиса («Мария» А. Салынского, 1970), Дуняша («Вишневый сад» А. Чехова, 1972), Саския («Рембрандт» Д. Кедрина, 1977) и др. Роль Саскии Тамара Колесникова репетировала вместе со своим учителем Василием Васильевичем Меркурьевым, который должен был играть Рембрандта. О своей ученице Василий Васильевич Меркурьев писал: «Пожалуй, в нашем театре второй такой нет. Настоящая лирическая героиня. Причем мужественная и целеустремленная!». Однако роли Тамары Колесниковой не ограничивались амплуа лирической героини. Она с успехом играла острохарактерные роли, ломая рамки привычного амплуа. Так в спектакле по пьесе В. Распутина «Живи и помни» актриса создала образ бойкой деревенской женщины, оставшейся с малолетними детьми после гибели мужа. Ее Надька представала в спектакле натурой незаурядной и сильной, способной противостоять ударам судьбы. Яркий комедийный образ Тамара Колесникова создала в спектакле «Самоубийца» Н. Эрдмана, где сыграла Зинку Падеспань. И даже ее Аркадиной в чеховской «Чайке» (1990) были присущи гротескные черты. Аркадина никогда не выходила из придуманного для себя самой образа примадонны. В ней парадоксальным образом сочетались величие и пошлость, служение театру и мелочное актерское интриганство. В 2000 году вместе с режиссером Тамарой Анисимовой актриса выпустила моноспектакль «Эмили», посвященный жизни и творчеству выдающейся американской поэтессы Эмили Дикинсон. Пронзительный, лиричный, исповедальный, этот спектакль стал своеобразной визитной карточкой актрисы. «Все действие рождается из слова. Оно здесь главенствует и ликует. Романтический настрой спектакля акцентируется в легкости и необычности размера и стихотворной рифмы, пластике ритмичных движений актрисы, выражения ее глаз, всякую минуту разного, тончайшего интонационного кружева и всего того, что создает ощущение целостности и ясности изображения мятежной жизни» (Вера Целобанова. Петербург театральный. 2004. № 6).
Была занята в спектаклях Валерия Фокина «Ревизор» (2002), где играла роль Хлоповой; в массовых сценах спектакля «Ксения. История любви» В. Леванова (2009) и в массовых сценах спектакля «Гамлет» В. Шекспира (реж. В. Фокин, 2010). В спектакле «Гедда Габлер» Г. Ибсена (реж. К. Гинкас, 2011) играла роль старой доброй тетушки Юлле, всем сердцем любящей своего единственного племянника Йоргена Тесмана. В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграла роль Прапрабабушки Стаси (реж. А. Могучий, 2011).
С 1991 по 2001 годы Тамара Колесникова принимала участие в спектаклях театра «Альянс Франсез в Санкт-Петербурге», где играла главные роли в мольеровских постановках, а также роль Гермионы в «Андромахе». Участвовала в спектакле Маленького театра Фонтанного дома «Зачем было столько лгать?», созданном по письмам Анны Ахматовой, Льва Гумилёва и Натальи Варбанец, где сыграла Анну Андреевну Ахматову.
Тамара Колесникова снялась более чем в 50 кинокартинах, среди которых «Странные взрослые», «Соль земли», «Сказка про влюбленного маляра», «Зимняя вишня», «Охота на Золушку», «Агенство “Золотая пуля”», «Братья», «Распутин», «Бездна», «Неслучайная встреча» и др.
ПОДРОБНЕЕ
Роли в Александринском театре:
- Прапрабабушка Стася («Счастье», режиссер Андрей Могучий, 2011)
- Фрекен Юлле («Гедда Габлер», режиссер Кама Гинкас, 2011)
- Занята в массовых сценах (по 2014) в спектакле «Гамлет», режиссер Валерий Фокин, 2010
- Занята в массовых сценах в спектакле «Ксения. История любви», режиссер Валерий Фокин, 2009
- Пегги («Ярмарка тщеславия», режиссер Александр Белинский, 2002)
- Хлопова («Ревизор», режиссер Валерий Фокин, 2002)
- Вера Максимовна («Уходил старик от старухи, или Рыжий чемодан», режиссер Анатолий Вагин-Артёмов, 2002)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Дон Жуан», режиссер Геннадий Тростянецкий, 2000
- Моноспектакль «Эмили», режиссер Тамара Анисимова, 2000
- Занята в массовых сценах в спектакле «Борис Годунов», режиссер Арсений Сагальчик, 1999
- Фрейлина при дворе Гвидона («Сказка о царе Салтане», режиссер Владимир Голуб, 1999)
- Госпожа Коупер («Веер леди Уиндермир», режиссер Александр Белинский, 1998)
- Экзальтированная дама («Пигмалион», режиссер Александр Белинский, 1998)
- Дама («Гамлет», режиссер Ростислав Горяев, 1997)
- Фелисити Честерфилд («Когда лошадь теряет сознание», режиссер Нора Райхштейн, 1995)
- Эмилия (с 2000) («Зимняя сказка», режиссер Александр Смеляков, 1995)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Отелло», режиссер Ростислав Горяев, 1993
- Дарья Федосеевна Круглова («Не все коту масленица», режиссер Игорь Горбачёв, 1991)
- Ирина Николаевна Аркадина («Чайка», режиссер Игорь Горбачёв, 1990)
- Женский хор («Александр Невский», режиссер Владимир Голуб, 1990)
- Занята в эпизодах и народных сценах в спектакле «Вожди», режиссеры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989
- Лалетина («Торможение в небесах», режиссер Владимир Голуб, 1988)
- Зинка Падеспань («Самоубийца», режиссер Виктор Хоркин, 1988)
- Фея («Первый бал Золушки», режиссер Нора Райхштейн, 1988)
- Маркиза, Монахиня («Сирано де Бержерак», режиссер Игорь Горбачёв, 1987)
- Она («Несколько часов из жизни мужчины и женщины», режиссер Алексей Локтев, 1987)
- Донья Исавель («Дон Хуан», режиссер Александр Анисимов, 1987)
- Банни, Инес Герреро (1991) («Аэропорт», возобновление, режиссер Александр Музиль, 1985)
- Мать («Прелюдия в миноре», режиссер Владимир Эренберг, 1985)
- Помещица («Фельдмаршал Кутузов», режиссер Игорь Горбачёв, 1985)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Капитанская дочка», режиссер Ростислав Горяев, 1984
- Марфа Бордовая («Молва», режиссер Арсений Сагальчик, 1983)
- Лиза, Поля («Васса Железнова», режиссер Виктор Хоркин, 1983)
- Татьяна Андреевна («Песня жизни», режиссер Виктор Хоркин, 1981)
- Почтенная и прилично одетая дама (Пролог), «Собрания в Александринке идут теперь каждый день...», занята в Эпилоге, отрывок из пьесы П.И. Григорьева «Праздник артистов 30 августа 1856 года» («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссер Николай Шейко, 1981)
- Надька («Живи и помни», режиссер Станислав Илюхин, 1980)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Иванов», режиссер Арсений Сагальчик, 1978
- Саския ван Эйленбург («Рембрандт», режиссер Ирина Мейерхольд, 1977)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Пока бьется сердце», режиссер Игорь Горбачёв, 1977
- Банни, Инес Герреро, занята в массовых сценах в спектакле «Аэропорт», режиссер Александр Музиль, 1977
- Фима («Дети солнца», режиссер Арсений Сагальчик, 1976)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Из записок Лопатина», режиссер Арсений Сагальчик, 1975
- Дуняша («Вишневый сад», возобновление, режиссер Ростислав Горяев, 1974
- Почтмейстерша, Полицмейстерша («Похождения Чичикова, или Мертвые души», режиссер Николай Шейко, 1974)
- Девушка на почте («Из жизни деловой женщины», режиссер Сергей Микаэлян, 1973)
- Тафаева («Обыкновенная история», возобновление, режиссер Владимир Эренберг, 1973
- Наташа («На дне», режиссеры Леонид Вивьен, Владимир Эренберг, 1973)
- Дуняша («Вишневый сад», режиссер Ростислав Горяев, 1972)
- Женщина («Одни, без ангелов», режиссер Владимир Эренберг, 1971)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Последняя жертва», режиссер Ирина Мейерхольд, 1971
- Божена («Час пик», режиссер Александр Музиль, 1970)
- Артем в детстве («Артем», режиссер Владимир Эренберг, 1970)
- Василиса («Мария», режиссер Владимир Суцепин, 1970)
- Тафаева («Обыкновенная история», режиссер Владимир Эренберг, 1969)
- Светлана («Справедливость – мое ремесло» («Возраст расплаты»), режиссер Александр Музиль, 1969)
- Маша («Человек и глобус», режиссер Илья Ольшвангер, 1969)
- Дуня, Натали (с 1975) («Болдинская осень», режиссер Ростислав Горяев, 1969)
- Горничная («Доходное место», режиссеры Александр Музиль, Владимир Суцепин, Семён Мандель, 1968)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Много шуму из ничего», режиссеры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1968
- Женский хор (1969), Исмена (1969) («Антигона», режиссер Дмитрий Алексидзе, 1968)
- Ольга Петровна Елецкая, Дворовая («Нахлебник», режиссер Олег Соловьев, 1967)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Кремлевские куранты», режиссеры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1967
- Стюардесса (1966), Луиза (1969) («Каждому свое», режиссер Владимир Суцепин, 1966)
- Консуэло (с 1977), Ренэ («Жизнь Сент-Экзюпери», режиссер Владимир Эренберг, 1966)
- Девушка («Ярость», режиссер Ян Цициновский, 1966)
- Тафаева (с 1966) («Обыкновенная история», режиссер Владимир Эренберг, 1965)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Оптимистическая трагедия», режиссер Георгий Товстоногов, 1964
- Занята в массовых сценах (1965) в спектакле «Перед заходом солнца», режиссер Александр Музиль, 1963
- Врач (1967) («Платон Кречет», режиссеры Леонид Вивьен, Игорь Горбачёв, 1963)