
Князева
В 1987 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (курс И.О. Горбачева). В 1986 году, ещё будучи студенткой, дебютировала на сцене Пушкинского театра, сыграв роль Машеньки в спектакле по одноимённой пьесе А. Афиногенова. За годы работы в Александринском театре сыграла около 30 ролей.
Её первые сценические героини – совсем юные девушки, почти подростки: Химка («Женитьба Бальзаминова» А. Островского, 1987), Девочка («Самоубийца» Н. Эрдмана, 1988), Таня («Торможение в небесах» Р. Солнцева, 1988). Простота и естественность в игре молодой актрисы органично сочетались с драматическим темпераментом и внутренней силой. Она сыграла Золушку в спектакле Норы Райхштейн «Первый бал Золушки» по сказке Е. Шварца (1988), сумев счастливо избежать сравнений с классической экранной героиней Янины Жеймо. Её Золушка могла быть изящной и одновременно стойкой, хрупкой и мужественной, робкой падчерицей и сказочной принцессой. Актриса выстраивала доверительный диалог с детской аудиторией. Спектакль, во многом благодаря исполнительнице главной роли, с успехом шёл на сцене много лет. Первой крупной драматической ролью Татьяны Князевой стала Беатриче Фиорика в спектакле Владимира Воробьева «Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло (1993). «Бесспорно, в первом акте солирует сеньора Беатриче – Татьяна Князева. Её муки ревности, боль и оскорблённое самолюбие переполняют, пожалуй, до отказа всё видимое пространство гостиной. В состоянии покоя Беатриче находится считанные секунды…» (Ю. Кобец. Шаткое равновесие героев Л. Пиранделло и театра им. А.Пушкина // Антракт. 1996. № 1.). «У этой героини почти не было статичных мизансцен, а если она застывала на минуту, то в выразительной изломанно-экспрессивной позе. Гибкая женская фигурка в красном платье металась по сцене подобно языку пламени. Это был какой-то огненный танец». (Берлина М. Кому достанется дурацкий колпак? // Смена.6.04.1994).
С 2002 по 2006 гг. Татьяна Князева преподавала актёрское мастерство на театральном факультете Балтийского Института языков и международного сотрудничества. Поставила дипломный спектакль «Медовый месяц» Г. Барилли, который с успехом был показан в театре «Комедианты».
В числе ролей, сыгранных в Александринском театре: Саша («Платонов» А. Чехова, реж. С. Миляева, 1994), Селья («Дурочка» Лопе де Вега, 1994), Утрата («Зимняя сказка» У. Шекспира, 1995), Лиза («Бедность не порок» А. Островского, реж. Е. Чёрная, 1997), Сольвейг («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1997), Царица («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, реж. В. Голуб, 1999), Клеопатра Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, реж. В. Голуб, 2002) и др.
Сегодня актриса занята в спектакле «Ксения. История любви» В. Леванова (реж. В. Фокин, 2009) и в массовых сценах спектакля «Гамлет» В. Шекспира (реж. В. Фокин, 2010). Принимает участие в спектакле «Ваш Гоголь» (реж. В. Фокин, 2011). В 2013 году принимала участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом».
ПОДРОБНЕЕ
Роли в Александринском театре:
- Занята в массовых сценах в спектакле «Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Участница проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Участница хора («Ваш Гоголь», режиссёр Валерий Фокин, 2011)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Гамлет», режиссёр Валерий Фокин, 2010
- Занята в массовых сценах в спектакле «Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009
- Клеопатра Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», режиссёр Владимир Голуб, 2002)
- Комическая старуха (c 2003) («Пара гнедых», режиссёр Александр Белинский, 2000)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999
- Младшая сестра (царица), занята в массовых сценах в спектакле «Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999
- Локмета, мать Горебогатыря («Горебогатырь Косометович», режиссёр Светлана Миляева, 1998)
- Сольвейг («Пер Гюнт», режиссёр Николай Мартон, 1997)
- Певчая («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее», режиссёр Александр Галибин, 1997)
- Лиза («Бедность не порок», режиссёр Елена Чёрная, 1997)
- Княжна Тугоуховская («Горе от ума», режиссёр Анатолий Праудин, 1996)
- Занята в спектакле-концерте «Поклонимся великим тем годам...», режиссёр Владимир Голуб, 1995
- Утрата («Зимняя сказка», режиссёр Александр Смеляков, 1995)
- Александра Ивановна («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
- Селья («Дурочка», режиссёр Александр Товстоногов, 1994)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Отелло», режиссёр Ростислав Горяев, 1993
- Беатриче Фиорика («Колпак с бубенчиками», режиссёр Владимир Воробьев, 1993)
- Добродетель («Шутники или Похвальное слово Сумарокову», режиссёр Нора Райхштейн, 1992)
- Скоморох (c 1992) («Сказка про любовь», режиссёр Григорий Никулин, 1989)
- Золушка («Первый бал Золушки», режиссёр Нора Райхштейн, 1988)
- Таня («Торможение в небесах», режиссёр Владимир Голуб, 1988)
- Девочка («Самоубийца», режиссёр Виктор Хоркин, 1988)
- Меля Дульская («Мораль пани Дульской», режиссёр Владимир Далин, 1987)
- Буфетчица, Маркиза («Сирано де Бержерак», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Маша («Машенька», режиссёры Бруно Фрейндлих, Олег Матвеев, 1986)
- Аня, дочь Николая Ивановича («Требую суда!...», режиссёр Игорь Горбачёв, 1986)
- Химка («Женитьба Бальзаминова», режиссёр Игорь Горбачёв, 1984)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977
- Занята в массовых сценах в спектакле «Пока бьется сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977