Театральное искусство, в силу исторических предпосылок консервативное и элитарное, постепенно разворачивается в направлении социальных, инклюзивных процессов. Это движение даётся театру непросто. С одной стороны, мешает устоявшаяся веками сложная иерархическая модель. С другой стороны — будоражит ветер перемен, изменившийся состав общественного и политического воздуха требует новых решений. Можно предположить, что прорастание инклюзивных начинаний в театры — это лабораторный вариант того, что происходит в большом социуме.
Подлинное искусство — это одиночество, предельная личная ответственность, диктатура и строгость художественного замысла, которая требует «полной гибели всерьёз». Мы можем условно назвать этот аспект «вертикалью». Но театр — это не только акт искусства, но и социальная организация. Она уже не может существовать без распределённой ответственности, делегирования, субъект-субъектных отношений. Здесь мы уже должны говорить о строительстве «горизонтали».
Как два этих аспекта питают и тревожат друг друга? Подумаем вместе.
Борис Павлович — режиссёр, педагог. Выпускник актёрско-режиссёрского курса факультета драматического искусства СПбГАТИ. Преподавал основы актёрского мастерства на кафедре режиссуры СПбГАТИ, был режиссёром Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, художественным руководителем кировского «Театра на Спасской».
Руководил отделом социально-просветительских программ БДТ имени Г.А. Товстоногова. Создатель инклюзивного проекта «Встреча» (совместная работа БДТ и Центра «Антон тут рядом»). Художественный руководитель театральной компании «Квартира» (с 2019 года носит название «Разговоры») фонда «Альма Матер».
Лауреат национальной премии «Золотая маска» (спектакли «Пианисты» Новосибирского театра «Глобус» и «Исследование ужаса» проекта «Квартира» фонда «Альма Матер»).