Балет Бориса Эйфмана
на музыку В.А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ж.-Б. Люлли
Художник: Вячеслав Окунев
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман
Премьера: 6 апреля 2021 года
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – второе обращение Бориса Эйфмана к биографии и художественной вселенной знаменитого комедиографа. Как и представленный в 2001 году спектакль «Дон Жуан и Мольер» (превзошедший, по мнению критика The New York Times Анны Киссельгоф, все предыдущие работы хореографа), новый балет черпает драматургическую энергию в противоречивом единстве театра и действительности, в сложных, порой парадоксальных связях между автором и его персонажами. Однако теперь портрет многомерной личности французского литератора и актёра прорисовывается Эйфманом с ещё большей рельефностью.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознаёт, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Сам хореограф называет Мольера, создавшего свой театр, наиболее близким для себя художником.
Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура эффектно подчеркивают драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием творца.
«Несчастны те, кто не смог найти призвание. Их земной путь подобен блужданиям слепца. Иная участь у осознавших собственное предназначение. Стремясь к сокровенной цели, они сжигают себя в служении выбранному делу.
Смыслом существования Жана-Батиста Мольера стал театр, без остатка выжимавший силы, требовавший каждодневных сражений за зрительский успех. Сопротивляясь проискам завистников и нападкам ревнителей благочестия, испытывая муки унизительной доли рогоносца, борясь с недугами, французский комедиограф не переставал играть в спектаклях и сочинять. Итог его насыщенной жизни – гениальный репертуар, с острым юмором исследующий несовершенство человеческой природы.
В балете «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» мы движемся извилистыми дорогами судьбы Жана-Батиста – от пыльных повозок, в которых колесит по Франции бродячий театр-семья, до триумфа королевской труппы Пале-Рояля и последнего появления перед публикой её прославленного руководителя и актера.
На наших глазах из-под блистательного пера выходит череда красочных образов. Плутуют, обманываются, заводят интрижки персонажи «Школы жен», «Тартюфа», других неумирающих пьес. Впрочем, где заканчивается сцена, когда весь мир – театр?
Творчество Мольера – зеркало и вместе с тем рецепт преодоления его личных трагедий. Страдания, принесенные молодой ветреной женой Армандой, не только изнурили драматурга, но и напитали художественную фантазию. Так рождается одно из главных мольеровских произведений – пьеса о Дон Жуане. Порочный обольститель притягателен для автора и ненавидим им. И, примеряя маску Дон Жуана, своего альтер-эго, всепокоряющая сила которого столь желанна для опустошенного, слабеющего сочинителя, Мольер перевоплощается в этого героя.
Наш балет – картина тяжкого удела великого творца, чьими чернилами была кровь, а платой за возможность создавать вечное – жизнь», - Борис Эйфман.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Акт первый
Клонится к закату жизнь гениального драматурга Жана-Батиста Мольера. Смертельно больной, он продолжает писать.
Супруга Арманда, изменяющая мужу с очередным поклонником, прерывает напряженную работу. В воспоминаниях Мольер переносится в дни молодости.
Хлопотные будни труппы, скитающейся по французской провинции. Глава театра Жан-Батист репетирует с артистами, гасит вспыхивающие скандалы, выходит на подмостки. Рядом с Мольером Мадлена – верный друг и яркая актриса. Здесь же, среди комедиантов, ее юная дочь Арманда.
Кочующее театральное семейство решает попытать удачу в столице. Блеск и роскошь Парижа кружат голову. Премьера «Школы жен» в Пале-Рояле – долгожданном актерском доме – завершается успехом. Труппа чествует своего директора Мольера.
Нерадостно возвращение престарелого Жана-Батиста в реальность, к неверной Арманде. Сколько боли приносит ему это кокетливое создание! И только воспоминания о былом счастье с Мадленой согревают израненную душу…
Новые замыслы просятся на бумагу. Сочиненный Мольером «Тартюф» безжалостно бичует ханжество и лицемерие общества. Смелая пьеса приводит поборников морали в ярость, и ответный выпад святош не заставляет себя ждать. Лишь покровительство короля Людовика XIV спасает драматурга.
Арманда становится возлюбленной Жана-Батиста. Мадлена покидает театр. Арманда и Мольер сочетаются браком.
Акт второй
Грандиозный придворный спектакль подготовлен Жаном-Батистом. Король предстает перед публикой в образе Солнца, Арманда – в роли Луны.
Легкомысленное поведение жены гнетет Мольера, бессильного изменить что-либо. Комедиограф находит утешение в творческих фантазиях. Желая отомстить ненавистным щеголям, разрушающим семьи, он предлагает зрителям пьесу о Дон Жуане.
Покоритель женских сердец, ведомый пером Жана-Батиста, оказывается добычей двух цепких крестьянок.
Между Мольером и Армандой вырастает стена отчуждения. И тем пронзительнее умиротворенные образы прошлого, в котором Жан-Батист, Мадлена и маленькая Арманда были вместе.
Бал в замке Командора. В числе гостей – Дон Жуан. Благородная любовь Командора к жене Донне Анне вызывает в коварном искусителе зависть. Хозяин празднества с супругой гибнут в поединке с Дон Жуаном.
Шумная гулянка отвлекает Жана-Батиста от сочинительства. Арманда привычно окружена кавалерами.
В кошмарных галлюцинациях Мольер видит себя рогоносцем. Наваждения сменяются градом насмешек.
Постановка о Дон Жуане вновь исполняется на сцене. Мольер играет слугу Сганареля. Арманда – соблазненную Дон Жуаном монахиню Эльвиру. В финале само небо карает нечестивца, низвергаемого в преисподнюю.
Мольер ужасается Дон Жуану. Однако жажда повторить наполненный наслаждениями путь великого грешника и подчинить Арманду власти дьявольских чар слишком сильна. В мечтах Жан-Батист преображается в сотворенного им героя, упиваясь демонической мощью Дон Жуана.
Спектакль запрещен, театральное имущество описывают приставы. Страшный кашель сотрясает измученное тело Мольера. Но даже свое угасание Жан-Батист превращает в комедию, высмеивающую лекарей-шарлатанов.
В прощальных светлых видениях Мольеру является Мадлена. Королевская милость утрачена. Гонения обрушиваются на беззащитного комедиографа.
Смерть уводит Мольера в бессмертие.