Научно-практическая конференция «Художественные идеи французской драмы в российском театральном мире: к 150-летию Эдмона Ростана и Поля Клоделя»

Научно-практическая конференция «Художественные идеи французской драмы в российском театральном мире: к 150-летию Эдмона Ростана и Поля Клоделя»

Спикеры конференции предполагают обсудить широкий круг вопросов, касающихся французско-русских театральных связей:

- Эдмон Ростан и русский театр
- Рецепция творчества Поля Клоделя в России
- Сценические воплощения французской драматургии в России XIX – XXI веков
- Перевод и интерпретация французской драмы
- Россия-Франция: взаимовлияние театральных традиций в прошлом и настоящем 

В конференции участвуют театроведы, филологи, переводчики: 

- Марина Абдуллина («Творческое содружество: Фернан Нозьер и Николай Евреинов. К постановке вопроса»),
- Евгений Авраменко («Судьба “Федры” Расина на русской сцене»),
Вероника Алташина («Рецепция драматургической теории Дидро в России»), Юлия Галанина («Ленинградский Сирано – режиссер Владимир Николаевич Соловьев»),
- Елена Горфункель («Французский “уклон” режиссера Юрия Бутусова»),
Инна Гуляева («Постановки комедии Э. Ростана “Романтики” в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде) в отражении театральной критики»),
- Галина Коваленко («Проблема трагического у Клоделя в свете исследования Джорджа Стайнера “Смерть трагедии”»),
- Софья Козич («“Всего лишь конец света”. Как в России ставят пьесы Жан-Люка Лагарса, написанные им перед смертью»),
- Вадим Максимов («“Атласная туфелька” как постмодернистская структура»),
Надежда Маркарян («Гектор Берлиоз в Петербурге: гастроли, определившие направленность петербургской школы дирижирования»),
- Ольга Маркарян («“Трепет надежд”: Морис Метерлинк глазами русских современников»),
- Марианна Семёнова («Последняя пьеса Эдмона Ростана»),
- Наталья Эфендиева («Экранизации пьес Эдмона Ростана»),
- Михаил Яснов («Эдмон Ростан в кругу французских поэтов и русских переводчиков: к проблеме перепереводов»).

В круглом столе примут участие режиссеры Григорий Дитятковский, Валентин Левицкий, Николай Рощин.
Авторы концепции и ведущие научно-практической конференции – театроведы Инна Некрасова и Евгения Тропп.

Инна Анатольевна Некрасова
Профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ, доктор искусствоведения. Автор более 50 научных статей в российских и французских изданиях. Автор переводов с французского языка. Автор монографий: «Поль Клодель и европейская сцена ХХ века». СПб., 2009.
«Религиозная драма и спектакль XVI–XVII веков». СПб., 2013. Научный редактор книги «Макс Герман. Исследования по истории немецкого театра Средних веков и Ренессанса». СПб., 2017. 

Евгения Эдуардовна Тропп
Доцент кафедры русского театра РГИСИ, кандидат искусствоведения, редактор и автор «Петербургского театрального журнала». Декан театроведческого факультета РГИСИ. Автор монографии «“Сирано де Бержерак” Э. Ростана и русский театр». СПб., 2017.


Программа

Часть первая. 11.00 – 13.30
Приветственное слово – Александр Анатольевич ЧЕПУРОВ, доктор искусствоведения, руководитель научных программ РГИСИ 

Инна Анатольевна НЕКРАСОВА, доктор искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
«И вечные французы»: некоторые проблемы восприятия французских театральных идей в России 

Елена Иосифовна ГОРФУНКЕЛЬ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Французский уклон Юрия Бутусова 

Вероника Дмитриевна АЛТАШИНА, доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ
Рецепция драматургической теории Д. Дидро в России 

Наталья Фикратовна ЭФЕНДИЕВА, театральный критик, киновед
«Сирано де Бержерак»: репрезентация пьесы Эдмона Ростана в кинематографе 

Марианна Борисовна СЕМЁНОВА, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств БИЭПП
Последняя пьеса Эдмона Ростана 

Михаил Давидович ЯСНОВ, поэт, писатель, переводчик
Эдмон Ростан в кругу французских поэтов и русских переводчиков: к проблеме перепереводов
 
Инна Борисовна ГУЛЯЕВА, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова
Постановки комедии Э. Ростана «Романтики» в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде) в отражении театральной критики (1894 – 1994)
 
13.30 – 14.00 перерыв. Часть вторая. 14.00 – 16.00 

Софья Сергеевна КОЗИЧ, театровед, театральный обозреватель  портала «Фонтанка.ру» 
«Всего лишь конец света»: как в России ставят пьесы Жан-Люка Лагарса, написанные им перед смертью (1957 – 1995)

Валентин Глебович ЛЕВИЦКИЙ, режиссер и актер «Театра Поколений», кандидат искусствоведения, доцент кафедры режиссуры СПбГУП
«Соединение психологического реализма и абсурда в пьесе Жан-Люка Лагарса «Всего лишь конец света» – опыт сценического прочтения 

Ольга Эдуардовна МАРКАРЯН, театровед, литературный критик
«Трепет надежд»: Морис Метерлинк глазами русских современников 

Марина Ринатовна АБДУЛЛИНА, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Творческое содружество: Фернан Нозьер и Николай Евреинов (к постановке вопроса)

Евгений Александрович АВРАМЕНКО, театровед, театральный критик
Судьба «Федры» Жана Расина на русской сцене 

Инна Анатольевна НЕКРАСОВА, доктор искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Юбилей Поля Клоделя во Франции 

Галина Вячеславовна КОВАЛЕНКО, кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Проблема трагического у Клоделя в свете исследования Джорджа Стайнера «Смерть трагедии»
 
Вадим Игоревич МАКСИМОВ, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой зарубежного искусства РГИСИ
«Атласная туфелька» П. Клоделя как постмодернистская структура 

16.00 – 16.30 перерыв. Часть третья. 16.30 – 18.00 

Надежда Александровна МАРКАРЯН, доктор искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Гектор Берлиоз в Петербурге: гастроли, определившие направленность петербургской школы дирижирования 

Юлия Евгеньевна ГАЛАНИНА, старший научный сотрудник РИИИ (сектор источниковедения)
Ленинградский Сирано – режиссер  В. Н. Соловьев 

Евгения Эдуардовна ТРОПП, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского театра РГИСИ
«Сирано де Бержерак» Н. Рощина в контексте сценической истории пьесы Э. Ростана в России 

В беседе о современных интерпретациях французской драматургии примут участие Григорий Исаакович Дитятковский (режиссер, актер, педагог) и Николай Александрович Рощин (главный режиссер Александринского театра, сценограф, создатель и художественный руководитель Московского театра А.Р.Т.О.) 

Подведение итогов конференции  


Новая сцена