Афиша и билеты
Проект «Чёрный квадрат». Акт III. «Ночь» В. М. Гаршин
«Чёрный квадрат. Акт III» — продолжение серии перформативных читок, создаваемых совместно с командой Нау театра в честь 150-летия со дня рождения Вс. Э. Мейерхольда.
Проект преобразует формат публичных чтений художественной литературы в синтетический перформанс, сочетающий в себе, помимо классического текста, оживающего прямо на глазах у зрителя, хореографию, электронную музыку, медиа-арт. Каждый элемент этой структуры возникает импровизационно и взаимно проникает в прочие составные части композиции, оставляя в центре внимания автора и его произведение.
МЕЙЕРХОЛЬД. ЧУЖОЙ ТЕАТР
Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения великого режиссёра и реформатора театра Вс. Э. Мейерхольда. Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда».
Реальные диалоги почти вековой давности, казалось бы, должны погрузить нас в театр документальный, свидетельский. Но в плотную ткань бытового, острохарактерного театра, Валерием Фокиным мастерски вплетены сцены воспоминаний, фантазий самого Мейерхольда. Благодаря этому конфликт перестаёт быть бытовым, но поднимается до обобщений, затрагивая извечные вопросы: взаимоотношения художника и общества, возможности компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью, меры ответственности художника перед самим собой и перед теми, кто пошёл за ним…
ЛАБОРАТОРИЯ НОВЫХ МЕДИА: перфолекция «Биомеханика VR»
К 150-летию Всеволода Мейерхольда Новая сцена Александринского театра запустила серию перформансов, каждый из которых переосмысляет, комментирует или пытается отрефлексировать творческие практики Мейерхольда, так или иначе подступается к его наследию.
Команда «Лаборатории новых медиа» Новой сцены обратилась к принципам биомеханики — системы упражнений, направленных на развитие физической подготовки тела актёра, и подготовила перфолекцию: не просто лекцию, а уникальный перформанс, в котором медиахудожник и перформер на сцене открывают новые горизонты понимания человеческого движения.
КАК СМОТРЕТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ. ИНСТРУКЦИЯ. Лекция Ольги Угаровой
Исследовательница танца Ольга Угарова расскажет как смотреть современный танец.
Ольга Угарова, искусствовед, исследователь танца, журналист, редактор, автор телеграм-канала VaryBallet. Выступает в качестве продюсера съёмок, автора текстов и куратора в проектах, связанных с темой танца и балета.
Среди изданий, с которыми работает Ольга как танц-обозреватель, – диджитал-журнал "Балет", "Собака.ru" и портал On Air Фонда Дианы Вишневой. В разное время Ольга взяла интервью у таких мировых и отечественных звезд балета и современного танца, как Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Наталья Осипова, Мария Александрова, Даниил Симкин, Владислав Лантратов, Дарья Павленко, Владимир Шкляров, Олеся Новикова, Владимир Варнава. В этом списке особенное место занимают легенды западной танцевальной сцены: Анжелен Прельжокаж и Матс Эк.
I SMILE WHEN YOU SMILE (Премьера спектакля Ксении Семеновой)
Мы предлагаем вам посмотреть инструкцию по взаимодействию с внутренними монстрами: как находить с ними общий язык. Как обуздать. Как влиться в их тусовку. Как сохранить рассудок.
Основываясь на фундаментальной взаимосвязи двух противоположностей, через яркие образы и пластику, мы говорим о том, что свет не может существовать без тьмы, инь без янь, солнце без луны, добро без зла, преступление без наказания, Ромео без Джульетты, Тристан без Изольды, Чип без Дейла, Чебурашка без Гены.
ЧУК И ГЕК
Спектакль Михаила Патласова.
В основе драматургии спектакля — рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневники писателя и документальные свидетельства тех, кто был репрессирован и прошёл через сталинские лагеря, записанные драматургами проекта Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской.
Режиссёр вводит рассказ Гайдара в контекст эпохи — века-волкодава, когда, по словам Анны Ахматовой, «улыбался только мёртвый, спокойствию рад». Зрители становятся свидетелями двух историй: истории про братьев Чука и Гека, которые едут с мамой на поезде к папе в Сибирь, в далекую экспедицию; и истории тех, кто оказался в Сибири вовсе не по собственной воле, ехал туда не в купе, а в теплушках, тех, кого унижали и мучали.
ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ
Спектакль Андрея Калинина по мотивам одноимённого романа Пантелеймона Романова.
Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль — первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова, пик писательской популярности которого пришелся на 1920-ые годы. «Товарищ Кисляков» — мрачноватая сатира, здесь мучительные размышления главного героя о своем положении, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне выпуклого, детального бытописания эпохи, Москвы конца 1920-х, стремительно меняющейся, шумной, с новым укладом, коммунальным бытом, кухонными и семейными дрязгами и спорами о месте и предназначении интеллигенции, о том, может ли личность идти против массы.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
КРОТКАЯ (Премьера балета Алексея Кононова)
Балет Алексея Кононова по повести Ф.М. Достоевского
Ремонт старых кораблей. Неофольклоризм и неоклассицизм Лекция Элины Андриановой из цикла «Что стало с музыкой в ХХ веке?»
Диалог с разными историческими эпохами и традиционной культурой, работа с узнаваемыми музыкальными моделями и классическими формами — творческая стратегия «ремонта старых кораблей» стала потребностью для художников XX века, уставших от пафоса романтизма и авангардных экспериментов. Ретроспективный поворот, коснувшийся не только музыкального искусства, композитор Игорь Стравинский прокомментировал словами: «Прошло время, когда я хотел музыку изменять, теперь я хочу ее строить».
Второй сезон цикла «Что стало с музыкой в XX веке» продолжает исследовать идеи и техники, захватившие воображение композиторов прошлого столетия. Очередная встреча посвящена неоклассическому стилю и современному ему неофольклоризму.
Как воплотили принципы нового искусства композиторы Бела Барток, Игорь Стравинский и Пауль Хиндемит, расскажет композитор и редактор журнала «Музыкальная академия» Элина Андрианова.
15 СТАРЫХ ЧЕМОДАНОВ И ОДНА СТРАНА
Спектакль «15 старых чемоданов и одна страна» — это музыкальная ретроспектива, история нашей страны, рассказанная «голосом» известных, любимых песен, многие из которых с удовольствием вспоминают и поют до сих пор. В 2021 году спектакль был представлен в обновленной версии — дополнен и частично обновлен музыкальный состав, добавлены аудио- и визуальный ряды.
Впервые в сценической практике в спектакле объединены произведения трех популярных композиторов — Исаака Дунаевского, Василия Соловьёва-Седого и Булата Окуджавы. На «музыкальном поезде» зритель проносится через своеобразные детство, юность и зрелость нашей Родины.