Паршин Сергей Иванович

Паршин Сергей Иванович

В 1973 окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова.

На сцену Александринского (тогда – Пушкинского) театра Сергей Паршин впервые вышел еще студентом мастерской Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд – весь курс был занят в спектакле «Последняя жертва».  После окончания института молодой артист был принят в труппу академического театра драмы им. А.С. Пушкина. На сцене Александринского театра Сергей Паршин сыграл более 80 ролей.

Педагоги Василий Васильевич Меркурьев и Ирина Всеволодовна Мейерхольд привили тогда еще совсем молодому актеру свое понимание законов и задач творчества. И именно под их руководством Сергей Паршин сыграл в своих первых, еще студенческих, спектаклях: «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Тартюф» Мольера, «Любовь, джаз и черт» Ю. Грушеса

Первые сезоны в Александринском театре актер играл небольшие роли в спектаклях по современной советской драматургии и в русской классике: «Иней на стогах» Л. Моисеева (1973), «Час пик» Е. Ставинского (1973), «Горячее сердце» А. Островского (1973), «На дне» М. Горького (1973), «Похождения Чичикова» по Н. Гоголю (1974) и другие.   Первой серьезной работой Сергея Паршина должна была стать роль Кости Кучерявенького в спектакле по пьесе Л. Зорина «Театральные фантазии». Это был веселый, музыкальный и, по тем временам, очень острый спектакль. Но, к сожалению, из-за разногласий с руководством автор забрал пьесу из театра. Одной из первых по-настоящему ярких творческих удач стала роль Труффальдино в спектакле Н. Шейко по сказке К. Гоцци «Зеленая птичка» (1976). В буффонном представлении, разыгранном в традициях итальянской комедии масок, Сергей Паршин  заявил о себе как о замечательном комедийном актере, способном к импровизации, тяготеющем к яркой зрелищной театральности.   Критика писала: «Плутоватый и остроумный, его герой запомнился зрителям как одно из ярких достижений спектакля. Дело тут и в уверенном владении техникой, и в так свойственном молодому артисту чувстве юмора, умении смеяться над своим персонажем и в то же время прощать ему, видеть в герое что-то близкое себе». 

Именно эта, отмеченная рецензентами, пластичность, темпераментность, органичность, отличные внешние данные, способность органично существовать   в спектаклях самых разных режиссеров позволили Сергею Паршину легко войти в актерский ансамбль театра. Среди его персонажей были столь несхожие между собой: Джордан («Аэропорт» А. Хейли, 1977), Баннинг Кук («Рембрандт» Д. Кедрина, 1977), Редкозубов («Унтиловск» Л. Леонова, 1978), Кудашев («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, 1980), Боркин («Иванов» А. Чехова, 1981), Белан («Мелодия для павлина» О. Заградника, 1983), Филург («Лисистрата» Аристофана, 1989), Скотинин («Недоросль» Д. Фонвизина, 1990) и другие.

Новый плодотворный творческий период в актерской биографии Сергея Паршина начался с 1993 года, когда после небольшого перерыва артист вернулся на родную александринскую сцену. Роль чеховского Платонова в одноименном спектакле Светланы Миляевой по-новому раскрыла драматическое дарование артиста. Тонкая психологическая нюансировка роли позволила актеру создать образ «лишнего человека», силы и талант которого не были востребованы жизнью. И почти одновременно он сыграл абсолютную противоположность чеховскому герою – предприимчивого Лазаря Подхалюзина в комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» (реж. В. Голуб) – человека недалекого, но обладающего хитростью и деловой хваткой, ради выгоды пренебрегающего любыми нравственными нормами.   

В 1990-е годы среди героев Сергея Паршина были Андрей Прозоров («Три сестры» А. Чехова, 1996, реж. Р. Горяев), осторожный царедворец Толстой («Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна, 1997, реж.  А. Галибин), неугомонный хитрец и провокатор   Кочкарев («Женитьба» Н.Гоголя, 1998, реж. Александр Галибин), благородный лорд Уиндермир («Веер леди Уиндермир» О.Уайльда, 1998, реж. А. Белинский), дальновидный расчетливый политик Василий Шуйский («Борис Годунов», 1999, реж. А. Сагальчик), добродушный Иван Гуторин («Вицмундир» П. Каратыгина, 1999, реж. Е. Черная), устремленный в небеса незадачливый ловелас Савва Любезный («Орнитология» А. Строганова, 1999, реж. Р. Смирнов), земной и сметливый слуга Сганарель («Дон Жуан» Мольера, 2000, реж. Г. Тростянецкий). 

Бесспорной творческой удачей артиста стала роль Городничего в спектакле Валерия Фокина «Ревизор» (2002).   Как отметила критик Е. Тропп: «Сергей Паршин играет человека разумного, деятельного, не подлого и даже с понятиями о долге и совести (просто в здешних условиях эти понятия не работают, он это понял и легко смирился). Все персонажи – маски, а здесь явно складывается характер, с подлинной драмой ослепления и прозрения. Городничий теряет представление о реальности, доходит до самой последней степени унижения, позабыв о стыде… Но потом, после крушения иллюзий, когда пелена спадает с глаз, он первым приходит в себя, собирается с силами и начинает заново производственное совещание: «Я пригласил вас, господа…».   За роль Городничего Сергей Паршин был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и Государственной премии России (2003). В 2005 году Сергей Паршин сыграл Доктора Ранка в драме Г. Ибсена «Нора» (реж. Александр Галибин), роль сержанта Чарльза Ферчайлда в спектакле «Человек=Человек» Б. Брехта (реж. Юрий Бутусов, 2008). 

Серьезной работой артиста стала роль Феди Протасова в спектакле «Живой труп» Л.Н. Толстого (реж. В. Фокин, 2006). Сегодня в репертуаре артиста: роль Салтыкова в спектакле «Ксения. История любви» В. Леванова (реж. В. Фокин, 2009), роль Ивана Петровича Войницкого («Дядя Ваня» А. П. Чехова, реж. А. Щербан, 2009). Об этой работе актера театральный критик Андрей Пронин написал: «Сергей Паршин, пожалуй, сыграл свою лучшую роль. Трудно припомнить постановку, в которой протагонист этой чеховской пьесы был бы столь трогателен и симпатичен. Иван Войницкий в спектакле Щербана – плохой лицедей, но он единственный, кто не играет чужими судьбами...Персонаж Сергея Паршина, несмотря на всю его меланхолию, наполнен внутренней силой, мягкой и притягательной. Другие герои такой силой не обладают...» (Коммерсантъ. 15.09. 2009). Вслед за Войницким артист сыграл роль таксиста Николая в спектакле Андрея Могучего «Изотов» М. Дурненкова (2009). За эту роль Сергей Паршин был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «ЗОЛОТОЙ СОФИТ» в номинации «Лучшая роль второго плана».

В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова играет роль Папы Тильтиля и Митиль (реж. А. Могучий, 2011). В спектакле «Литургия ZERO» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» играет роль Генерала (реж. В. Фокин, 2012). В 2014 году сыграл роль Хамма в спектакле греческого режиссера Теодороса Терзопулоса по пьесе С. Беккета «Конец игры». В 2015 году принимал участие в театрализованном представлении на официальном открытии Года литературы в Санкт-Петербурге («Мертвые души», фрагмент, Н. В. Гоголь). В июне 2015 года спектакль Сергея Паршина «Охота жить!» по произведениям С. Писахова, Б. Шергина, В. Шукшина, М. Шолохова продолжил цикл спектаклей выдающихся мастеров александринской сцены «Монологи в Царском фойе».

В 2016 году принял участие в спектакле Михаила Патласова «Тёркин» по поэмам Александра Твардовского «Василий Тёркин» и «Тёркин на том свете». В сентябре 2016 исполнил роль Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» (реж. А. Виднянский). В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и ее дети» (2017) исполняет роль Священника.

Творчество Сергея Паршина знают и любят не только заядлые театралы – широкой зрительской аудитории артист известен по фильмам «Зимняя вишня», «Россия молодая», «Макаров», «Зеркало для героя», «Страстной бульвар», «Пока гром не грянет» и других. Он успешно работал на петербургском радио и телевидении, вел популярную детскую передачу «Сказка за сказкой», полюбившуюся не только юным петербуржцам, но и детям многих городов России, Польши, Чехословакии. Благодаря высочайшей культуре сценического слова Сергея Паршина охотно приглашают на дублирование зарубежных фильмов и сериалов – его голосом заговорили и знаменитый граф Дракула, и Стивен Сигал, и герои популярных латиноамериканских «мыльных опер».

Профессиональная этика для Сергея Паршина всегда была главным критерием в отношениях с коллегами. Именно поэтому его суждение и оценка тех или иных внутритеатральных ситуаций всегда важны и авторитетны. С 2005 года является Президентом Благотворительного фонда «Александринский». С 2008 года является Председателем Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России.

В 2006 году Сергей Паршин был награжден ОРДЕНОМ ПОЧЕТА (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17 апреля 2006 года).

В 2016 году награжден Орденом Дружбы (Указ Президента Российской Федерации № 481 от 20.09. 2016).