Спектакль знаменитого венгерского режиссера, художественного руководителя Национального Венгерского театра Аттилы Виднянского, поставленный по оратории Артюра Онеггера на текст поэмы Поля Клоделя (1935, в русском переводе - «Жанна д`Арк на костре») в рамках программы Международного театрального фестиваля «Александринский».
Знаменитая «Жанна д`Арк» вышла за академические рамки на территорию тотального авангардного театра 21 века. Национальный Венгерский театр (Nemzeti Szinhaz) был открыт в 1837 году и считается старейшим драматическим театром страны. Однако, на его сцене также шли и оперные спектакли. Режиссер Атилла Виднянский в свое время окончил киевский Театральный институт имени Карпенко-Карого, а прочная связь музыкального и драматического глубоко укоренена в украинской и венгерской традициях. Поэтому вполне логично, что Виднянский известен не только как автор драматических, но оперных спектаклей; и даже как директор Венгерской оперы.
«Йоханна на костре» - монументальная техно-оратория с расширенным составом оркестра (более 70 пультов), драматическими артистами, вокалистами, тремя хорами, пластическим ансамблем, виртуозным перемещением модулей сцены, подвесных площадок и визуальных конструкции, вроде проплывающего над сценой огненного ангела, великолепно поставленным сценическим светом и живым пламенем.
«Сам святой Михаил вложил этот меч мне в руки, этот огромный сверкающий меч. Ему имя не Ненависть – имя ему Любовь», - говорит приговоренная к сожжению на костре Жанна. В постановке Аттилы Виднянского этот костер сложен из книг и призван символизировать происходящую на наших глазах гибель европейской культуры.
Произведение Поля Клоделя и Артюра Онеггера о жертвенности и предательстве, сомнениях и несокрушимости в вере, о понятии святости и побеждающей все любви Жанны к богу и родине в новой постановке стала мега-монументальным техношоу. И вместе с тем, оно вновь может называться современной мистерией, как того и хотели французские классики. Кстати, и идея тотального театра была им близка. Перед первой премьерой «Жанны д`Арк на костре» композитор объяснял, что это произведение музыкальное, но не опера, а синтез всех видов театра.