Впервые в Петербург приезжает одна из самых заметных театральных компаний Европы – французская «Вивариум Студио» и ее основатель и идеолог, режиссер, художник, драматург Филипп Кен со спектаклем «Swamp Club» («Болотный клуб»).
Спектакль был создан в 2013 году, когда «Вивариум Студио», исполнилось 10 лет, и его уже видели на крупнейших театральных фестивалях Европы в Вене, Авиньоне и др. Появление компании со спектаклем на фестивале «Александринский» – российская премьера проекта. Это событие знаменательно по многим причинам: во-первых, этот спектакль поставлен Кеном и его командой после трехлетнего молчания, во-вторых, «Swamp Club» представляет отечественной публике новый французский театр и новую работу режиссера, который сейчас является, возможно, самой заметной фигурой современной французской сцены — не случайно в 2014 году Кен возглавил театр Нантер-Амандье в пригороде Парижа, которым в разные годы руководили такие видные мастера французской режиссуры, как Патрис Шеро, Жан-Пьер Венсан, Жан-Луи Мартинелли.
Филипп Кен — французский режиссер, заявивший о себе в конце 2000-х на Авиньонском фестивале и на протяжении последних лет остающийся одним из хедлайнеров европейского театрального рынка. Он родился в 1970 году, изучал в Париже изобразительное искусство, дизайн и сценографию. Десять лет он работал сценографом и участвовал в постановках опер, драматических спектаклей, концертов и выставок современного искусства, а в 2003 году основал в Париже «Вивариум Студио»/ Vivarium Studio — лабораторию театральных инноваций, участниками которой стали художники, актеры, танцоры, музыканты и одна собака. Европейская известность к Кену и его труппе пришла после первых выступлений на Авиньонском фестивале cо спектаклями «Эффект Сержа» (2007) и «Меланхолия драконов» (2008).
Описывать «Swamp Club» — занятие бессмысленное и неблагодарное. Визуальная часть спектакля, как всегда у Кена, завораживающе изобретательна и в целом, и в подробностях. Эта сценографически сложная постановка требует от принимающей площадки особых технических возможностей, и, пожалуй, только Новая сцена Александринского театра может принять у себя “Swamp Club” без потерь для художественной целостности спектакля.
Премьера состоялась в июне 2013 года на Венском фестивале (Wiener Festwochen)
Пресса о спектакле
Велик соблазн прочитать этот спектакль как культурологическое обобщение: европейская культура — болото, налаженная экосистема со своим тайным свечением, способная веками сохранять попадающие в нее предметы. Она приемлет чужое, но беззащитна перед внешней угрозой. С одной стороны, эта трактовка сомнительна, потому что Филиппа Кена всегда больше интересовала поэзия повседневности, чем риторика и политика. С другой — небезосновательна, потому что Кен утверждает, что, прежде чем придумал Swamp Club, долго смотрел на гравюру Брейгеля Patientia (в расписании арт-резиденции даже есть ее обсуждение). Есть версия, что Брейгель в аллегорической форме запечатлел на ней религиозные конфликты своего времени. Добродетель спокойствия, терпения и гуманизма перед лицом творящегося вокруг хаоса. Филипп Кен пытается сделать что-то похожее — молчаливо утверждает право на медленную жизнь в быстром мире.
Камила Мамадназарбекова