Режиссер спектакля «Шум» — Михаил Патласов. Среди его петербургских работ — документальные спектакли «Антитела» и «Аллегро», созданные режиссером в рамках проекта «Петербургская документальная сцена» в театре «Балтийский дом». «Антитела» были замечены Высшей национальной театральной премией «Золотая маска» и получили призы на фестивале 2013 года сразу в двух номинациях — «Лучший спектакль в драме, малая форма» и «Приз критики». В этих двух работах режиссером за основу взяты петербургские сюжеты: в «Антителах» — трагическая гибель антифашиста Тимура Качаравы, в «Аллегро» — монологи пассажиров поезда «Аллегро», связывающего Петербург и Хельсинки.
В основе пьесы «Шум» драматурга Екатерины Бондаренко положена реальная история, произошедшая несколько лет назад в небольшом поселке Челябинской области — подросток-геймер убил из обреза своего одноклассника за то, что тот поставил ему на нос чернильную кляксу. Написанный в 2011 году первый вариант пьесы был показан в Театре.doc в Москве.
В спектакле использованы сложные медиа- и звуковые эффекты: проецирующееся на пять сторон видео, создающее эффект нахождения внутри компьютерной игры, и бинауральный звук — технология, освоенная пока что лишь в киноиндустрии.
Для постановки на Новой сцене Александринского театра была создана новая редакция «Шума», кроме того, режиссер перед началом работы над спектаклем сам побывал в поселке, где происходили описанные в пьесе события, взял интервью у свидетелей тех событий и обошел те места, где всё это случилось: «Я поехал туда, на место убийства, надел на голову камеру GoPro и пробежал тот путь, те двести метров, которые бежал тот самый школьник, в которого выстрелил главный герой. Это было большое впечатление — тут парень умер, а я с камерой бегаю, спектакль ставлю. Когда он бежал, то был уже глухой, волной от выстрела ему повредило шею, вдобавок его оглушило после двух выстрелов, которые в него попали. Потом он упал и так и пролежал до того момента, пока его не перевернула мама... Вы когда-нибудь слышали выстрел охотничьего ружья? От этого звука человек на какое-то время глохнет, у него в голове звон и ничего не слышно, только шум. Мне хочется, чтобы у зрителя возникло похожее ощущение — как шум после выстрела».
Премьера - 23 ноября 2014 года
Пресса о спектакле
Основная часть действия происходит внутри ЗD-модели, гиперкуба, где живые артисты, одетые в серые “униформы”, взаимодействуют с объемными проекциями персонажей, приноравливаются к анимационному антуражу. И успешно. Любопытным получился образ, сработанный Ольгой Белинской. Татьяна, старшая сестра Вани, железная бизнес-ледь райцентра, всей своей красивой фигурой, невыразительным лицом и сдавленным, лишенным обертонов голосом излучает глухую самооборону. Типаж знакомый: не приведи случай столкнуться с такой за деревенским клубом. Тело актрисы кажется ‘’занемевшим'', безжизненным, отлитым в бетоне — как парковая скульптура эпохи соцреализма. Поза самообороны, любую секунду готовой выплеснуться в агрессию, выдает глубоко загнанное чувство вины и смертельный страх.
Татьяна Джурова. Антитела в гиперкубе
Петербургский театральный журнал декабрь 2014
2. Людмила Траутмане. На Новой сцене Александринского театра прошла премьера спектакля «Шум»// Gallerix.ru. 25.11.2014
3. «Шум» или смерть за кляксу// МИР24. 24.11.2014
4. Премьера спектакля Михаила Патласова «Шум»// Телеканал 100ТВ. 24.11.2014
5. Спектакль «Шум» рассказал о границе между виртуальным и реальным // topspb.tv. 25.11.2014
6. Татьяна Джурова. Антитела в гиперкубе // Петербургский театральный журнал (Блог). 13.12.2014