12 ноября на Новой сцене Александринского театра впервые выступит камерный ансамбль «Новые вокалисты Штуттгарта». В программе концерта — российская премьера произведения Сергея Невского «Pazifik exil», а также сочинения Лучано Берио, Каролы Баукхольт, Эвиса Самутиса.
Коллектив, созданный в 1984 году, состоит из семи исполнителей — колоратурное сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, контртенор, тенор, баритон, бас. В его репертуаре преимущественно современная музыка. С 2000 года композиторы пишут произведения специально для ансамбля, коллектив ежегодно включает в свой репертуар до 25 новых сочинений.
Сергей Невский: «Pazifik Exil (Тихоокеанская ссылка) — опера по роману Михаэля Ленца повествует о бегстве немецкой художественной элиты от фашизма в 30-е годы ХХ века и ее жизни на берегу Тихого океана на узком пятачке между Санта-Моникой и Голливудом во время Второй Мировой войны. Вымышленные, но основанные на реальных источниках — письмах и воспоминаниях — монологи Брехта, Шенберга, Томаса и Генриха Маннов, Марты и Лиона Фейхтангеров, Альмы Малер и Франца Верфеля описывают историю преследований на родине, бегства, жизни в неуюте и одиночестве в калифорнийской ссылке при невозможности возвращения; историю предательства оставшихся на родине друзей, сделавших выбор в пользу «искусства вне политики» и сложных отношений с родиной, всем миром воспринимаемой как источник абсолютного зла. Опера охватывает период от прихода Гитлера к власти в 1933 году до конца сороковых годов. Я попросил выдающегося берлинского техно-музыканта Пауля Фрика, члена группы Brand Brauer Frick написать электронные интермедии, которые образуют второй план повествования и сделать звукорежиссуру в этом проекте».
Программа:
Pazifik Exil (2014-2016)
вокальные сцены для 6-ти певцов и электроники
идея и либретто Сергея Невского по одноименному роману Михаэля Ленца
электроника, звукорежиссура Пауль Фрик (Brandt Brauer Frick)
также в программе:
Эвис Самутис. Sculpting Air (2013-2014)
Карола Баукхольт. Stroh (2012-2013)
Лучано Берио. A-ronne (1974-1975)
для голосов á capella
Об ансамбле:
Кристина Фишер, художественный руководитель «Новых вокалистов Штуттгарта»: «Все наши певцы – очень сильные личности с ярким характером и индивидуальностью. И когда композитор пишет музыку для нас, он, конечно, пишет не просто для тенора, сопрано, баса, меццо-сопрано и т.п., а для Мартина, Андреаса, Сары, Сюзанны, Гильермо, зная наверняка, что они вложат в материал свой собственный характер и воображение. И пьесы, которые пишут для нас, все более становятся произведениями для Neue Vocalsolisten Stuttgart». Из интервью: http://www.mn.ru/culture/music/85340
Премьера состоялась в Штутгарте 2 июля 2016 года.
* Сочинение написано по заказу Musik der Jahrhunderte при поддержке Ernst von Siemens Musikstiftung. Composition Commission by Musik der Jahrhunderte, funded by Ernst von Siemens Musikstiftung
http://neuevocalsolisten.de/downloadbereich.html
При поддержке
Гёте-Института и Министерства науки, исследований и искусства земли Баден-Вюртемберг
Пресса о
То, что необходимо сегодняшнему композитору, – это далеко не искусство бельканто, хотя отдельные фрагменты традиционного пения с текстом в партитурах, безусловно, присутствуют. Остальное – стоны, крики, шепот, игра с дыханием и еще бесчисленное множество приемов звукоизвлечения – складывается не столько в смысловой, сколько в звуковой мир, каждый раз особенный, со своим настроением. Профессионализмом и артистизмом певцов (в особенности контртенора Даниэля Глогера, изображавшего жалкое трясущееся существо в Pinocchio Лючии Ронкетти или мистического героя в опере Надира Вассена) можно только восхищаться. И как бы ни шипели злопыхатели («еще лет пять порычат и помяукают, а потом вообще петь не смогут»), в России равных им исполнителей нет вообще, и с отношением, подобным вынесенному в скобки, еще долгое время не будет.
Марина Гайкович