За полвека Николай Сергеевич Мартон сыграл в Александринке более 90 ролей. 2000-е годы стали для актера настоящим творческим Ренессансом.
Редкий спектакль обходится без участия Николая Мартона, к тому же он активно сотрудничает с Санкт-Петербургской государственной капеллой, принимая участие в уникальных музыкально-драматических композициях. Но многие яркие образы мирового репертуара, о которых мечтает каждый артист, так и не встретились на сценическом пути Николая Мартона. Именно поэтому Николай Сергеевич вместе с режиссером Полиной Неведомской задумали моноспектакль, в котором соединили десять монологов известнейших персонажей: от Хлесткова до Светловидова, от мольеровского Гарпагона до Барона в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина, от Сальери до Арбенина.
Этот ироничный, остроумный спектакль начинается как экзамен по актерскому мастерству – на стульях разложены листы с названиями ролей. И умудренный опытом актер, словно юный абитуриент, берет экзаменационный «билет». В этом жесте не только самоирония, но и правда. Профессия артиста такова, что сколько бы ему ни было лет, какими бы регалиями он ни был увенчан, каждый вечер, выходя на сцену, он сдает экзамен перед собравшейся публикой, играя подчас самые неожиданные роли.
Спектакль был приурочен к творческому юбилею артиста – 50-летию служения на Александринской сцене.
Премьера - 9 сентября 2012 года
Пресса о спектакле
«Общая мировая душа – это я… я… Во мне сознание людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все, и каждую жизнь я переживаю вновь». Этот эпиграф к спектаклю (поставленному Полиной Неведомской) дал совершенно иное, не формальное направление сюжета. Каждый из представленных Мартоном персонажей – та самая душа, что ищет воплощения в нем, в творце.
Елена Горфункель. Мировая душа – это я, актер
Невский Театралъ ноябрь 2014
Спектакль состоит из монологов персонажей, с которыми артисту не довелось повстречаться на своем пути (здесь даже монологи чеховской Мировой Души и гоголевской Агафьи Тихоновны). Стоя от зрителя буквально на расстоянии вытянутой руки, актер своей игрой задействует пространство — прославленное Царское фойе Александринки.
Николай Мартон: «Старая школа» и «авангард» нашли друг друга
Вечерний Петербург январь 2013
Он создает своих героев легко, одним-двумя штрихами. Нервные руки и вздрагивающая челюсть Агафьи Тихоновны, залихватские жесты Федора Карамазова, грузность Светловидова, сухость пушкинского Барона, приседания и поднятые вверх брови Шейлока, прижатые к груди руки Гарпагона, пластичность Хлестакова, орлиный взгляд Бориса Годунова, мерные, как будто по метроному выверенные шаги Сальери. И, наконец, три интонации, три героя для финального монолога: бас сурового Арбенина, тенор Неизвестного, баритон Князя. Голос с огромным диапазоном от баса до фальцета резонирует даже в листках сусального золота, облепивших резные завитки на дверях, ведущих в царскую ложу.
Софья Козич. Николай Мартон в роли Агафьи Тихоновны
Петербургский театральный журнал ноябрь 2012
- Софья Козич. Николай Мартон в роли Агафьи Тихоновны // Петербургский театральный журнал. Блог. 25.11.2012
- Николай Мартон: «Старая школа» и «авангард» нашли друг друга (беседу ведет Евгений Авраменко) // Вечерний Петербург. 23.01.2013.
- Галина Коваленко. О чувстве голода и жажде слова // Санкт-Петербургские ведомости. 28.02.2013
- Народный артист России Николай Мартон: Главное, чтобы зритель не ушел равнодушным. Для этого я живу (беседу ведет Евгений Авраменко) // Вечерний Петербург. 10.09.2014
- Елена Горфункель. Мировая душа – это я, актер // Невский Театралъ. 2014. №10(12). Ноябрь.