Вслед за «Одинокими» и «Розой Бернд» Михаэль Тальхаймер - главный режиссёр Дойчес театра - ставит третий спектакль по пьесам классика немецкой драматургии Герхарта Гауптмана. Он представляет российской публике никогда не шедшую в России и ранее не переведенную пьесу «Крысы».
Герхарт Гауптман назвал «Крыс» «берлинской трагикомедией», в которой он переплетает историю фрау Йон с бурлескными сценами из жизни семьи Хассенройтер. Бывший управляющий театра Харро Хассенройтер устроил театральную студию в мансардном этаже своего дома и дает там частные уроки актерского мастерства. Там же совершается роковая сделка: беременная служанка Паулина Пиперкарка соглашается продать своего нежеланного ребенка фрау Йон, потерявшей ребенка вскоре после родов. Фрау Йон хочет выдать ребенка служанки за своего. Когда Паулина, пожалев о своем согласии, решает забрать ребенка обратно, фрау Йон приходит в отчаяние. Она подменяет младенца на безнадежно больного сына своей соседки и подговаривает брата-уголовника припугнуть строптивую служанку. Тот убивает Паулину, а потрясенная фрау Йон совершает самоубийство.
Премьера состоялась 6 октября 2007 года.
Пресса о спектакле
Огромный деревянный куб, обрезанный с одного угла, свешивается с потолка сцены. Другой огромный деревянный куб выступает снизу. Между ними художник спектакля Олаф Альтманн оставляет ровно столько пространства, чтобы актеры могли перемещаться, только наклонив голову. Персонажи пребывают в состоянии глубочайшего потрясения, и это то, что ими движет. Они все совершенно обычные люди, которые узнают нечто странное о самих себе. Это и переворачивает их сердца, умы и души
Frankfurter Allgemeine Zeitung
Свободное пространство составляет не больше полутора метров. Два монументальных блока светло-коричневого цвета, ассоциирующегося с дешевой упаковочной бумагой, втиснуты в пространство сцены Дойчес Театра. Мы смотрим на эти огромные тиски, которые захватывают, калечат, и – в конце концов – разрушают людей своим давлением. Маленькие люди ощущают себя поднятыми ввысь, и в то же время придавленными нависающей тяжестью потолка сцены. Выпрямиться в полный рост невозможно. При таких сжатых условиях используется особая техника существования в пространстве: с согнутой спиной, склоненной набок головой, полусогнутыми коленями, бедром вперед, выпятив зад. Иногда кажется, что ноги идут впереди тела, иногда, что наклоненные вперед головы волокут остальное тело за собой. Олаф Альтманн придумал поразительное сценическое пространство. Идея потрясающая, как и весь спектакль в целом
Berliner Zeitung
2. Роман Должанский. Дератизация классики // Коммерсантъ. 23.09.2008
2. Дина Годер. Клаустрофобия // Время новостей, № 174. 22 сентября 2008
3. Глеб Ситковский. Не выплеснул младенца // Газета. 24 сентября 2008
4. Марианна Димант. Сумрачный германский гений // Деловой Петербург. № 181. 26.09.2008
5. Евгений Соколинский. Крысы и крулевны // Петербургский час пик. № 36. 1 - 7 октября 2008
6. Алексей Гусев. Отчего крысы не летают // Империя драмы. № 19. октябрь 2008
7. Татьяна Джурова. Сумрачный германский гений // Петербургский театральный журнал № 4 (54) 2008
8. Елена Строгалева // Петербургский театральный журнал. № 4 (54) 2008