Спектакль по пьесе классика 20 века, одного из главных основоположников театра абсурда Сэмюэла Беккета «Конец игры» («Эндшпиль») поставлен греческим режиссером с мировым именем, основателем и руководителем афинского театра «Аттис» Теодоросом Терзопулосом.
«Во время репетиций мы постарались творчески соединить богатые российские театральные традиции с традициями древнегреческой трагедии, которые можно различить в ядре творчества Беккета.
Мир Беккета полон подводных рифов, полон вопросов, всегда остающихся без ответа, - вопросов о человеке, жизни и смерти. Но, несмотря на это, он открыт для художественных поисков и осмысления, результатом которых и стал спектакль "Конец игры"», – отмечает Теодорос Терзопулос.
Современный сценический текст греческого мастера всегда концептуально укоренен в древнегреческой традиции. «Конец игры» – второй опыт работы Теодороса Терзопулоса в Александринском театре; в 2006 году он поставил здесь спектакль «Эдип-царь» по Софоклу. У Беккета режиссер также находит связь с традицией античной трагедии и называет драматурга наследником Эсхила. «В пьесах, которые я выбираю, всегда есть философское измерение. А еще преодоление повседневности, превосходство над ней. Это изначально присуще трагедии. Герой древних пьес стремится перерасти самого себя (недаром актеры поднимались на котурны и надевали маски). Он вступает в контакт с самим Богом – как с силой, которая больше, чем он.
Это общение не нужно понимать мелко, обывательски, в нем нет покорности, напротив, персонаж даже конфликтует с высшими силами. У Беккета подобная ситуация – с той поправкой, что этих высших сил нет. Но тем не менее его пьесы масштабны, в их основе великие идеи» – сказал Теодорос Терзопулос в интервью газете «Известия», приступив к репетициям «Конца игры».
Премьера - 21 марта 2014 года
Пресса о спектакле
Уничтожив мнимую человеческую историю, упразднив внешнее подобие мотивов в действиях и смыслов в речи действующих лиц, убрав бытовые мелочи, режиссер пошел на большой риск… Спектакль по-своему отразил жуткий момент, в котором сейчас живет мир: то, что казалось ходом истории, обернулось метафизикой.
Николай Песочинский. Безумие - о чем?
Петербургский театральный журнал март 2014 года
1. «Упражнения на концентрацию освобождают от повседневной грязи» (С Теодоросом Терзопулосом беседует Евгений Авраменко) // Известия. 13.01.2014
2. В Александринском театре завтра спектакль греческого режиссера Теодороса Терзопулоса "Конец игры" // Телеканал «Сто». 20.03.2014
3. Дмитрий Циликин. Спасение абсурда // Ведомости. 24.03.2014
4. В Александринском театре премьера спектакля «Конец игры» // Телеканал «Россия. Культура». 24.03.2014
5. Николай Песочинский. Безумие - о чем? // Петербургский театральный журнал (блог). 24.03.2014
6. Олеся Филиппова. Вся жизнь - игра. Все мы - актеры // Около. 24.03.2014
7. Вера Гиренко. Парализованный мир // Театрал. 26.03.2014
8. Евгений Авраменко. Абсурд в мехах трагедии // Вечерний Петербург. 26.03.2014
9. Лилия Шитенбург. Атака клонов // Город (812). №11 (253). 31.03.2014
10. Спектакль «Конец игры» в Александринском театре // ТВ100. 21.03.2014
11. Татьяна Джурова. Трагедийный дресс-код // ART1. 11.04.2014
12. Ирина Ерыкалова. «Конец игры» как конец всего живого // Смена. 14.04.2014
13. Светлана Рухля. Неотвратимость финала // Новые известия. 23.04.2014
14. Пол МалДадорок. ИГРА продолжается // Театральное приложение журнала «Ваш досуг» (Спб) №4(55). 30.04.2014
15. Евгений Авраменко. Переступить черту: обзор театрального сезона // Новости Петербурга. 02.07.2014
16. Премьера спектакля «Конец игры» по одноименной пьесе Сэмюэля Беккета (перевод с фр. С. Исаева) на сцене Александринского театра // АИС (Ассоциация искусствоведов). 23.02.2014
17. Надежда Таршис. Они высиживают - о чем? // Петербургский театральный журнал. №2 [76]. 16.06.2014г. с.25-28
18. Ирина Ерыкалова. «Конец игры» в Александринском театре // Библиотечное дело. № 24. 2014
19. Программу московский гастролей Александринки продолжил спектакль «Конец игры» // Телеканал Культура. 7.04.2016