Благодарим господина Пера Улофа Энквиста за согласие на использование текста "К Федре"
Благодарим господина Иштвана Ташнади за согласие на использование текста "Федры"
Премьера состоялась 2 декабря 2006 года.
Пресса о спектакле
История Федры служила источником вдохновения для многих авторов, а спектакль «по произведениям Еврипида, Сенеки, Пера Улофа Энквиста, Иштвана Ташнади…», кажется, не столько обращается к самому мифу, сколько к традициям его сценического воплощения. Герои и пространство лишены конкретной узнаваемости: кто эти люди? Где они находятся? Что их связывает друг с другом? Мы становимся свидетелями болезненного и опасного акта эксгибиционизма – рассказа о человеческой чувственности и эмоциональности. В средние века учебники по медицине содержали изображения мышц, систем кровеносных сосудов, различных частей человеческого тела, лишенных кожных покровов. В «Федре» Майи Клечевской обнаженными и беззащитными предстают самые интимные эмоции человека.
Дорота Яжембек
Дидаскалия» №76 декабрь 2006
«Федра» Майи Клечевской – это спектакль о неуловимости чувств и непредсказуемости их последствий. Любовь, особенно если ее подавляют, высасывает из человека все жизненные силы. Ответом на такую любовь может быть только смерть. В спектакле силу этой зависимости зритель ощущает почти физически, когда на сцену выносят погребальные венки. Это не означает, что Эрос умирает навсегда. В рассказе о вечности человеческих страстей мифологический сюжет рассматривается в разных временных рамках и подвергается поэтическому преломлению. Весь спектакль построен на балансировании между событиями, кажущимися реальными, и тем, что происходит внутри Федры (Данута Стэнка). Остальные герои нужны лишь для того, чтобы служить исполнению ее желаний и фантазий. Клечевская погружает нас в мир обрывков сознания главной героини. Спектакль пронизан ощущением какой-то меланхолической невозможности бытия. Герои – ущербные люди, которые выжили после вселенской катастрофы и пытаются сохранить остатки некоего порядка. Его мог бы возродить Тесей. Но наплыву страстей и страданий не может противостоять логика и холодный расчет Тесея.
«Федра» Клечевской приглашает к серьезному неторопливому разговору. Это что-то вроде урока анатомии, во время которого при помощи скальпеля вскрываются человеческие эмоции. Не все способны выдержать такой эксперимент. Почти на каждом спектакле зрительный зал покидает несколько человек. Им сложно воспринимать энергию и боль, льющуюся на них со сцены. И это лучшее свидетельство того, что театр живет и пробуждает эмоции.
Павел Штарбовский
Опцье. №1 март 2007
2. Дмитрий Циликин. Красота не спасёт смысл // Время новостей. № 182. 2.10.2008
3. Евгений Соколинский. Оплодотворенный авангард // Петербургский час пик. № 37 (554). 8 - 14.10.2008
4. Лилия Шитенбург. Спасенный Фауст //Город (812). № 7. 13.10.2008
5. Наталья Скороход. Авангардное настроение // Петербургский театральный журнал № 4 (54). 2008