Спектакль Валерия Фокина «Двойник» является первым в истории театра сценическим переложением петербургской поэмы Федора Михайловича Достоевского – самого загадочного и фантастического произведения писателя.
«Двойник» - спектакль синтетический, где активно взаимодействуют драма, музыка, вокал, пластика.
Существовали радио и телевизионные версии, существует даже фильм Б. Бертолуччи, использующий сюжетную модель «Двойника», но переносящий действие в современность. Однако поэма Достоевского неотделима от самой атмосферы Петербурга, от его топографии, от его типических персонажей, переживающих свои внутренние драмы в метафорическом пространстве самого «умышленного города» в мире.
Действие «Двойника» разворачивается на набережных Фонтанки, у Измайловского, Семеновского и Аничкового мостов, в департаменте министерства внутренних дел, что рядом с нынешней площадью Ломоносова (у бывшего Чернышева моста), в трактире, расположенном в Апраксином переулке, в галерее Гостиного Двора, на Невском, в Шестилавочной улице (ныне улице Маяковского). Маршрут служащего департамента господина Голядкина может вполне совпадать с нашими сегодняшними обыденными маршрутами, так же, как «Голядкины» могут сидеть во всех нас, снедаемых многочисленными непроизвольными комплексами, неоправданными притязаниями и обидами.
«Двойник» — спектакль синтетический, где активно взаимодействуют драма, музыка, вокал, пластика. У этого спектакля была прекрасная и вместе с тем, трагическая судьба, ему суждено было пережить первых исполнителей ролей Якова Петровича Голядкина и Голядкина-младшего. Но дуэт народного артиста России Виктора Гвоздицкого (1952-2007) и заслуженного артиста России Алексея Девотченко (1965-2014) вошел в историю театра и остался в памяти зрителей. Именно в этом, первом составе и будет представлена видеоверсия спектакля.
Премьера состоялась 25 февраля 2005 года
Пресса о спектакле
Все, от совсем юных артистов до ветеранов труппы, осуществляют изощренную музыкально–пластическую партитуру так, что старинное поименование Александринки — "театр прославленных мастеров" — из штампа превращается в самую верную оценку.
Дмитрий Циликин. Рецензия на спектакль "Двойник"
Деловой Петербург февраль 2015
«Двойник» завершает триптих. Два спектакля («Ревизор» и «Шинель») по Гоголю и спектакль по Достоевскому посвящены Фокиным Петербургу как иррациональному пространству, пересоздающему человека и испытывающему на прочность человечность как таковую.
Марина Токарева. Чужое подобье
Московские новости март 2005
До сентиментального сочувствия титулярному советнику режиссер не опускается. Напротив, спектакль очищен от всего теплого или бытового ради двоящейся атмосферы призрачности и холодности.
Елена Ъ-Герусова. Ревизия "Двойника"
КоммерсантЪ март 2005
2. Валерий Фокин: Петербург хочет некоего реванша (беседу ведет Александр Урес) // Невское время. 2.02.2005
3. Елена Герусова. Добавление к «Шинели» // Коммерсантъ. 25.02.2005
4. Елена Герусова. Ревизия «Двойника» // Коммерсантъ. 02.03.2005
5. Марина Токарева. Чужое подобье // Московские новости. 4.03.2005.
6. Елена Алексеева. Внуки Гоголя и Джона Леннона // Санкт-Петербургские ведомости. 24.03.2005.
7. Вера Бирон. «Подлец, страшный подлец!» // Час пик. 2005. №9.
8. Артур Соломонов. Ваш двойник уже близко // Известия. 02.05.2005
9. Александра Тучинская. Артист своего мгновения. Памяти Виктора Гвоздицкого // Экран и сцена. 2007. № 35. Окт.
10. Алексей Гусев. Живой и его двойник // Империя драмы. 2007. № 12. дек.
11. Алла Шендерова. Зеркальное отторжение // Коммерсантъ. 8.04.2008
12. Татьяна Рассказова. «Публике всегда полезно помучиться» // Ведомости. 22.07.2014
13. Дмитрий Циликин. Рецензия на спектакль «Двойник» // Деловой Петербург. 13.02.2015
15. Александринский театр: "Двойник" и его проводы // Телеканал Культура. 14.10.2017