Стиль Эльфриде Елинек, лауреата Нобелевской премии, достаточно вызывающ, она критикует общество даже жестче, чем Ибсен (отсылки к двум его произведениям - «Кукольному дому» и «Столпам общества» - содержатся в самом названии пьесы, которое полностью звучит как «Что случилось после того, как Нора ушла от мужа, или Столпы общества»). Это фантазия на тему: как могла бы продолжиться история Норы. По признанию самой Елинек, Нора для нее - крайне отрицательный персонаж: даже освободившись от замужества, она продолжала крутиться, как белка в колесе, чтобы угодить мужчинам, абсолютно не понимая основ патриархального общества. Алгоритм ее действий можно сформулировать так: конкурентноспособен тот, кто умеет использовать других. Елинек помещает Нору в 30-е годы ХХ века, время экономического кризиса и надвигающейся войны.
Пресса о спектакле
Катержина Винтерова покорила Новую сцену Национального театра в роли Норы, только что ушедшей от мужа. В талантливой и продуманной постановке Михала Дочекала актриса показала превосходную, глубокую работу. Ее Нора многогранна. И Винтерова чувствует себя уверенно в каждом из образов, которые способна молниеносно менять. Ее актерская игра сильно выделяется из всего, что можно увидеть на чешской сцене.
Яна Патерова, председатель жюри Талия-премии
Режиссер Михал Дочекал подошел к интерпретации пьесы через язык фарса и музыки, поэтому получился спектакль полный песен, иронии и бурлеска. Милош Орсон Штедронь написал музыку на стыке джаз-рока и современной классики. Особый насмешливый тон привносит женский хор, принимающий непосредственное участие в событиях: в начале как работницы и члены социалистического союза, затем превращаясь в домохозяек в выглаженных блузках.
Яна Махалицка
Эльфриде Елинек выступает с критикой доминирующей формы цивилизации - патриархальной, где единственной нормой является достижение успеха и выгоды любой ценой. Однако основной посыл пьесы имеет не феминистический, а общечеловеческой характер. Эту пьесу Елинек, лауреата Нобелевской премии, можно трактовать как предсказание неминуемой катастрофы: единственное, что ждет впереди общество, живущее по законам безоглядного увеличения прибыли, - война. И женщины виновны в той же мере, что и мужчины, раз играют по их правилам. «Интеллектуальный язык» пьесы, ядовитый и острый, далеко не прост. Требуется тонкое чувство стиля, мягкая гиперболизация, попадание точно в цель. Поэтому особое внимание стоит обратить на безупречную игру Катержины Винтеровой: она так убедительна, что сложно представить другую актрису в роли Норы. В своей пьесе Елинек открыто ставит вопрос о месте женщины. Но ее феминизм не такой прямой, как может показаться. Ее жестокая ирония уничтожает мужчин, но не щадит и женщин. Так произошло и с Норой, которую она позаимствовала из пьесы Генрика Ибсена. На родине некоторые политики даже окрестили Елинек «врагом государства». Такую характеристику она, безусловно, заслужила своими жесткими высказываниями о состоянии дел в Австрии, равно как своим бескомпромиссным отношением к возглавляемой мужчинами цивилизации".
Дарья Уллрихова
2. Галина Коваленко. Лёд и пламень // Независимая газета. 29.05.2013